Что ж, сегодня в мире электронной музыки важная дата. Сегодня день рождения французского музыканта-мультиинструменталиста Жан-Мишеля Жарра. Корифею синтезаторов исполняется 73 года.
Такие вот дела, все постепенно стареют. Но не музыка. Жан-Мишель до сих пор ведёт активную творческую карьеру – в этом году вышло 2 его сольных альбома – Welcome To The Other Side и Amazonia. Первый представляет из себя записанное живое выступление Жарра в соборе Нотр-Дам. Второй же является музыкой к выставке Себастьяна Салгаду, где были представлены фото бразильских лесов. Из-за этого Amazonia звучит очень специфично и в стиле эмбиент. Так что, как видим, Жарр всё ещё в строю и может исполнять музыку. И сегодня ему 73 года!
Предлагаю в честь этого прогуляться по основным мотивам его творчества.
Jean-Michel Jarre – Oxygene pt.4
Многие считают, что именно с “Кислорода” началась карьера Жан-Мишеля. Но на самом деле это не так, ещё в 1970 году он выпустил сингл La Cage, в 1972 году он записал первый полноценный альбом Deserted Palace (собрание треков для различных телевизионных программ). Год спустя свет увидел второй альбом под названием Les Granges Brûlées. И только потом вышел Oxygene. Так что это на самом деле лишь третий его альбом. Бесспорно именно он коренным образом поменял всю электронную музыку, показав, что её можно создать при помощи нескольких синтезаторов и драм-машинки. Это сегодня таким принципом никого не удивишь, а тогда это казалось чем-то невозможным и невообразимым. С учётом того, что всю музыку к альбому Жарр писал на собственной кухне, оборудованной под студию, можно представить, как на него смотрели окружающие. Но зато когда вышли Oxygene и Equinoxe (ссылки на разборы этих альбомов я оставлю в конце статьи), то все поняли, что появилось нечто новое.
Jean-Michel Jarre – Magnetic Fields pt.2
В 80-х творчество Жарра немного видоизменилось и улучшилось. Если раньше он писал исключительно инструментальную музыку без особых ударных, а все треки назывались “частями” одного произведения, то теперь композиции начинали приобретать индивидуальность, собственные названия, а их звуковая палитра расширилась. Там стали появляться вокальные вкрапления. Жарр стал пользоваться технологией семплера, ему в этом помогал аппарат Fairlight. На концепции семплирования голосов был построен альбом Zoolook, вступление с которого многие до сих пор считают одним из самых мрачных вступлений (другое название композиции “Песня китов”). Zoolook по итогу стал более попсовой работой, чем предыдущие творения Жарра.
Jean-Michel Jarre – Fourth Rendez-Vous
В 1986 году свет увидел новый альбом Жарра под названием Rendez-Vous. В нём корифей электроники попробовал себя в жанре спейс-эмбиент. Альбом вдохновлён январской трагедией 1986 года – гибелью экипажа космического челнока “Челленджер”. Из-за этого почти в каждой композиции есть оттенок тревожности, отчаяния и драматизма. Финальную часть планировалось исполнить в космосе и транслировать запись на Землю. Сделать это должен был один из участников миссии. К несчастью, амбициозный проект осуществить не удалось, и запись была вполне стандартной (на альбоме она имеет приставку Ron’s Piece как дань уважения астронавту.
Jean-Michel – Revolutions
Жан-Мишель Жарр запомнился не только благодаря своей музыке, но и благодаря своим амбициозным проектам. С середины 80-х каждое выступление музыканта стало сопровождаться лазерной иллюминацией и использованием зданий в качестве декораций для светошоу. Артист освоил лазерную арфу (она считается одним из сложных инструментов для освоения) и стал применять её для выступлений. За шоу Жарр 4 раза попадал в Книгу рекордов Гинесса. Так по неофициальным данным, его концерт на Воробьёвых горах посетили 3, 5 миллиона москвичей, что по тем меркам составляло почти четверть населения столицы. Также известен альбом Жарра Music For Supermarket, написанном и проданном на аукционе в единственном экземпляре. Была сделана любительская запись альбома во время его показа, но качество оставляет желать лучшего. На альбоме 1988 года Revolutions Жарр применил звуковой приём, свойственный британской группе Depeche Mode, – звуки удара молота по железу. Заглавный одноимённый трек существует в двух версиях, там отличается вступление.
Jean-Michel Jarre – Chronologie pt.4
В 90-х Жарр продолжил творческую деятельность, но постепенно его популярность спадала. Альбом 1990 года Waiting For Cousteau считается одной из лучших работ маэстро. Данный альбом посвящён Жаку Кусто, земляку и другу Жарра. Альбом 1993 года Chronologie написан под вдохновением от книги Стивена Хокинга “Краткая история времени”. На этом альбоме Жарр впервые сыграл на аккордеоне. Однако популярность его снижалась. Продолжение Oxygene, вышедшее в 1997 году, многие сочли одной из самых слабых работ маэстро из-за самоповторов. После грандиозного концерта на Воробьёвых горах (во время концерта была налажена связь с космонавтами на орбите, и они передали привет москвичам) Жарр на время исчез из поля зрения, вернувшись в новом тысячелетии с новой музыкой.
Jean-Michel Jarre – C’est La Vie
На альбоме Metamorphoses, знаменующим собой начало нового тысячелетия, Жарр вернулся к концепции Zoolook со студийными вокалистками и вокальными вкраплениями (стоит сказать, что во время записи Zoolook Жарр записывал голоса на магнитофон, разъезжая по миру среди различных групп населения). Смену тысячелетий Жан отметил грандиозным концертом возле египетских пирамид. В общей сложности на концерте было задействовано более тысячи музыкантов. Новые же альбомы Жарра многие фанаты не воспринимали, ибо звуковая палитра была другой. После альбома Teo&Tea 2007 года Жарр взял перерыв и более 7 лет не выпускал новой музыки.
Jean-Michel Jarre – Time Machine
В 2015 году Жарр вернулся с музыкальным альманахом под названием Electronica. Было выпущено два тома – Electronica 1: Time Machine и Electronica 2: The Heart Of Noise. Концепция альбомов была таковой, что Жарр сотрудничал с почти 30 музыкантами, которые внесли ощутимый вклад в развитие электронной музыки. Второй том альманаха является посвящением Луиджи Руссоло, который в начале ХХ века предвосхитил появление электронной синтезаторной музыки. Работа была названа Жарром самым амбициозным проектом. Это действительно так, ибо Жарру удалось показать развитие электронной музыки. В 2016 году Жарр выпустил третью часть Oxygene, а в 2018 году – продолжение Equinoxe, озаглавленное Equinoxe Infinity. Подробнее об этих альбомах вы сможете узнать в моих статьях, ссылки на которые я дам в конце.
Jean-Michel Jarre – All That You Leave Behind
В 2019 году Жарр выпустил мобильное приложение EoN, позволяющее бесконечно генерировать музыку в его стиле. Для этого он 8 часов провёл в студии, записывая музыку. Приложение использует специальные алгоритмы и генерирует музыку случайным образом при помощи записанного материала. Приложение работает бесконечно, и музыкант прокомментировал это так: “Я говорю это смиренно, но что интересно в этом проекте, так это то, что вы касаетесь вечности. Эон будет существовать после моей смерти. Вы можете подключить его к солнечной панели, и он будет играть вечно, после нашей жизни. Это что-то новое“. Впечатляет, не правда ли? Вечная музыка, играющая до тех пор, пока существует Вселенная. Что же до Жарра, то в рамках этого проекта вышел диск Snapshots From EoN. А последним релизом на данный момент является та самая Amazonia, представляющая из себя саундтрек для приключения по миру бразильских джунглей. И хоть это не хитовый альбом (но он попал в 13 чартов, в Британии он был на 21 месте, во Франции на 34, а высшее место – 4-е – было в Швейцарии и Шотландии), его можно прослушать в качестве расслабляющей музыки после тяжёлого дня. Закрыл глаза, лёг, дыши глубоко, представляй себе фантастичный мир и слушай эту музыку.
Jean-Michel Jarre – Amazonia
Ещё раз поздравляем Жан-Мишеля Жарра с днём рождения! Желаем ему здоровья, счастья, долгих лет процветания и новых творческих успехов! С днём рождения, Жарр!
Ну а мой рассказ на этом окончен. Спасибо всем, кто дочитал его до конца! Если у вас есть, что добавить, пишите об этом в комментариях! Можете написать, как вы относитесь к творчеству великого француза! Как обычно, ставьте лайки, подписывайтесь, делитесь публикацией с друзьями!
Владимир Чуев
Latest posts by Владимир Чуев (see all)
- 80 лет со дня рождения Элвина Ли - 20.12.2024
- Стив Харрис: Удивительно, что мы протянули уже 50 лет - 20.12.2024
- Басист Shinedown Эрик Басс презентовал сольный трек «Azalia» - 19.12.2024
- Брайан Джонсон и Леди Гага спели «Highway to Hell» в рамках шоу «Carpool Karaoke» - 19.12.2024
- Брюс Дикинсон заявил, что альбом IRON MAIDEN “Killers” напоминает ему обновлённую версию DEEP PURPLE “In Rock” - 18.12.2024