30 ноября, в последний день осени, Билли отмечал 66 годовщину, и мне захотелось о нем рассказать, тем более что наброски этого материала пылятся в моем архиве уже довольно давно. И хоть я никогда не был его фаном, некоторые вещи Билли мне все же нравятся.
Уверен, что многие мои читатели прекрасно знают, что на самом деле его зовут Уильям Броуд, а псевдоним Айдол произошел от английского слова idle, то есть “ленивый”. Такую характеристику он заслужил от школьного учителя химии, с которой юный Билли был не в ладах. А когда пришло время выбирать себе сценическое имя, он переиначил idle в idol, так как звучат эти слова практически одинаково. И имечко ему зашло!
Еще бы, став одним из первых британских панков, Билли реально был идолом для тысяч обожателей. Возможно, сегодня его слава немного померкла, но тем не менее, он остается любимым исполнителем очень многих рок-фанов, в том числе и российских.
Начну издалека. В 1976 году, когда в Лондоне возникли Sex Pistols, у них появились первые поклонники, стремившиеся во всем подражать своим кумирам. Некоторые из них были из городка Бромли, что на юго-востоке Лондона, поэтому колумнистка британского музыкального журнала “Melody Maker” Кэролайн Кун однажды назвала их “Bromley Contingent”, то есть группировка Бромли.
В российских источниках можно встретить перевод этого названия как “Контингент Бромли”, но мне оно не очень нравится, поскольку имеет отношение скорее к армии, а не к панкам, поэтому пусть будет группировка – это ближе и точнее.
Наверняка самые внимательные из моих читателей уже обратили внимание на знакомое имя. Да, это та самая Кэролайн Кун, придумавшая термин “панк-рок” – я рассказывал об этом в нескольких статьях, посвященных истории жанра. Не все согласны с ее авторством, ну да ладно, сейчас речь не о ней.
Можно сказать, что группировка Бромли стала колыбелью субкультуры панка в Лондоне. Среди ее участников были Сьюзи Сью и Стив Северин, которые в конечном итоге основали Siouxsie и The Banshees и, конечно, Билли Айдол.
Вообще-то в группировку входило больше десятка человек, например, Су Кэтвумен, Саймон Баркер, Дебби Ювенил, Линда Эшби, Филип Саллон, Симона Томас, Берти Маршалл, Трейси О’Киф, Шэрон Хейман и некоторые другие, но сегодня их имена большинству из нас ничего не говорят, хотя во второй половине семидесятых их знали все. Кстати, некоторые исследователи причисляют к этой команде Сида Вишеса, но это неверно. Он не из Бромли.
Все они были поклонниками Дэвида Боуи и Roxy Music, и в то же время понимали, что пришла пора равняться на Sex Pistols, которые вдохновили некоторых из них на создание собственных групп.
В этой интересной компании Билли Айдол познакомился с Тони Джеймсом, который играл с Миком Джонсом (позже Мик войдет в Clash) в протопанк-группе The London SS. Вместе они основали новую команду и назвали ее Chelsea. На вокале у них был Джин Октобер, а Билли Айдол тогда играл на гитаре. К слову сказать, своим сценическим образом блондина с короткой стрижкой Айдол обязан именно Джину.
Долго они там не задержались, и вскоре после ухода из Chelsea создали в 1977 собственную группу Generation X, и Билли сам встал к стойке микрофона. Группа получила довольно большую известность, записала несколько неплохих вещей и сегодня по праву считается одной из классических групп оригинальной британской панк-сцены.
Увы, но жизнь Generation X была недолгой. Историки жанра утверждают, будто у них был огромный потенциал, растраченный в склоках и дрязгах. Возможно, они правы, не мне судить. Но я знаю наверняка, что они больше склонялись к поп-музыке, чем к панку. Билли сам говорил, что они подражали Битлам и Роллингам. Выпустив три альбома, они распались в 1981, а Билли Айдол покинул Британию и уехал в Штаты.
Поселившись в Нью-Йорке, Билли сразу же вписался в местную тусовку, завел множество друзей и приятелей и решил посвятить себя сольному творчеству. Все это время рядом с ним находился его, если можно так выразиться, товарищ и наставник Билл Окойн, который прежде был менеджером группы KISS, и хорошо знал все подводные камни музыкальной индустрии.
Они познакомились еще в Лондоне, где Ойкон руководил деятельностью группы Gen X, возникшей на останках распавшейся Generation X. Он приложил массу усилий к тому, чтобы творческая судьба группы Gen X оказалась бы еще менее долговечной. Ойкон спал и видел, как убедить Билли Айдола перебраться в Штаты, так как был уверен в большом потенциале своего подопечного. Ему это удалось, и именно на нем лежит вина за то, что британский панк Билли Айдол в Америке панком быть перестал.
В Нью-Йорке Окойн набрал команду, в которую вошли гитарист Стив Стивенс, басист Фил Фейт и барабанщик Грегг Герсон, и в этом составе они в 1981 записали первый миньон Айдола “Don’t Stop” с песней Generation X “Dancing with Myself”, первоначально вышедшей на их последнем альбоме “Kiss Me Deadly”, а также кавером на песню американской поп-рок группы Tommy James & the Shondells “Mony Mony”.
Через год, в июле 1982, вышел одноименный дебютный студийный альбом “Billy Idol”. Его довольно хорошо приняли критики, а в чарте Billboard 200 он занял 45 место, что для молодого исполнителя неплохо, хоть и не самое великое достижение. К слову сказать, “Billy Idol” до сих пор имеет всего лишь золотой статус, то есть за сорок лет не продано даже миллиона копий.
Дальнейшая сольная карьера Билли Айдола отмечена как взлетами, так и падениями, он записал немало хитовых вещей, которые до сих пор иногда попадают в ротацию на рок-станциях. Но, как правило, это его ранние песни, получившие огромную популярность: “Dancing with Myself”, “White Wedding”, “Rebel Yell”, “Eyes Without a Face”, “Flesh for Fantasy”.
На мой взгляд, творчество Айдола в целом больше известно синглами, благодаря которым следующие три альбома Билли стали куда более успешными по сравнению с дебютником. Выпущенный через год “Rebel Yell” получил две платины, а “Whiplash Smile” 1986 года и “Charmed Life” (1990) – по одной. А вот последние три никакими особыми успехами не отличаются.
Как это обычно происходит, несмотря на успех, всегда найдутся критики. Подчеркну, что я никогда не был поклонником Билли Айдола, поэтому приведу высказанное на зарубежных форумах мнение людей, ожидавших от него чего-то большего.
После переезда за океан панковское прошлое Билли давало о себе знать, но недолго. Сразу после первого релиза все настоящие панки отвернулись от него с презрительными ухмылками. “Билли ушел в попсу” – таков был их однозначный вердикт.
А те, кто еще хранил ему верность, продержались до второго альбома. Но после выхода “Rebel Yell” Билли навсегда потерял их уважение. Поэтому среди современных поклонников Билли Айдола совершенно нет тех, кто полюбил его за Generation X. Я имею в виду не возраст, а музыкальные пристрастия. Думаю, сегодня днем с огнем не сыскать людей, слушающих его первые панковские вещи, хотя у тех же Clash, Buzzcocks, Sex Pistols фанов немало и в наши дни.
Многие бывшие поклонники Билли с прискорбием заявляют, что Айдол стал одним из самых больших разочарований восьмидесятых с точки зрения потерянного и растраченного впустую потенциала. Вместо того, чтобы писать музыку для своих фанов в панковской среде, он начал работать на потребу широких масс. Но с другой стороны, Билли Айдол сделал свой выбор и вовсе не претендует на то, чтобы называться панком.
В сентябре 2021 Билли выпустил свой второй мини-альбом “The Roadside”. Напомню, что его сольная карьера началась сорок лет назад в 1981 году с выхода именно миньона, а не полноформатного студийника. На песню “Bitter Taste” был снят видеоклип, который мы сейчас и посмотрим.
В ее основу легли воспоминания Айдола о той страшной катастрофе, в которой он чуть не погиб. Он разбился на мотоцикле и был на волоске от смерти, но его, к счастью, успели спасти. Та авария изменила все его мировоззрение, и после нее, как он сам признается, Билли стал совсем другим человеком.
И в качестве заключения скажу: Билли Айдол – вполне успешный, состоявшийся исполнитель, и не надо тащить его назад в прошлое горестными воспоминаниями о панковской юности. Он вполне реализовался в другом жанре, имеет огромную фан-армию, признан уважаемыми рокерами, Оззи Озборн называет его другом и поздравляет с днем рождения. Жизнь удалась.
Владимир Чуев
Latest posts by Владимир Чуев (see all)
- 80 лет со дня рождения Элвина Ли - 20.12.2024
- Стив Харрис: Удивительно, что мы протянули уже 50 лет - 20.12.2024
- Басист Shinedown Эрик Басс презентовал сольный трек «Azalia» - 19.12.2024
- Брайан Джонсон и Леди Гага спели «Highway to Hell» в рамках шоу «Carpool Karaoke» - 19.12.2024
- Брюс Дикинсон заявил, что альбом IRON MAIDEN “Killers” напоминает ему обновлённую версию DEEP PURPLE “In Rock” - 18.12.2024