Музыкант и продюсер Владимир Киселев — о гражданской музыке и звездах, которые предали страну
Украинский кризис и спецоперация Российской армии оказали немалое влияние на местную музыкальную индустрию. Помимо всех закулисных проблем, связанных с падением платежеспособности публики и санкциями, выяснилось, что даже такие аполитичные люди, как музыканты, способны встать по разные стороны баррикад. Совершенно очевидно, что в России начинается новая музыкальная эра и уже не только от музыкантов зависит, что будет с индустрией дальше. «МК» беседует с опытным продюсером, владельцем холдинга «Русская медиагруппа» Владимиром Киселевым.
— Сейчас ситуация в музыкальной индустрии разделилась на «до» и «после». Наверное, должна появиться музыка, которая будет соответствовать новому историческому этапу. Какие у вас ожидания в этом отношении?
— Прежде всего я ратую за то, чтобы музыка вернулась в качество. Кстати, сегодня и менять ничего не нужно, потому что украинские звезды, певцы с двойным гражданством и недвижимостью за границей сами свалили с рынка и наконец освободили место для новых артистов. Но нам не нужно вместо них делать каких-то звезд, нужно поддержать качественных.
Кабинетные кураторы разных московских площадей вносят только раздрай в российский шоу-бизнес. Они разделяют даже тех, кто поддерживает действия России в специальной операции, на своих и чужих. Определенная группа безнадежно возрастных артистов, не имеющих влияния на молодежь, приглашается на все массовые мероприятия. И то, что туда сгоняют народ, лишний раз доказывает, что у этих артистов нет своих поклонников. Если бы они были, никого не нужно было бы тянуть насильно на такие концерты. На сегодняшний день фактически нет артистов, которые могут собирать стадионы. А если таких нет, то нужно задаться вопросом, почему их нет. Очень важно, чтобы звезды своим сиянием поддерживали лидеров государства. А лидеры будут получать поддержку звезд. На инаугурации американских президентов выступают самые актуальные звезды. Вряд ли Байден слушал Леди Гагу, которая исполняла гимн на его инаугурации, но он понимал, что она певица этого времени.
Как ни парадоксально, но у нас даже рок-музыка, являющаяся музыкой площадей и стадионов, способная собирать десятки тысяч человек на предвыборные митинги, буквально стерта как инструмент влияния на население. Все крупные рок-группы на сегодняшний день находятся в оппозиции официальной власти: «Машина Времени», «Аквариум», «ДДТ» и «Мумий Тролль» заявили о своей проукраинской позиции, отменили концерты. Основатели популярной группы «БИ-2» имеют австралийское гражданство, австралийский и израильский паспорта. В России осталась только одна рок-группа — «Земляне», выступающая в поддержку своего президента.
При этом совершенно понятно, что рок-музыка, популярная музыка становится важным политическим трендом. Можно тратить огромные деньги на вооружение, но уступать духовно и ментально. Получается интересный парадокс: воспитав звездность украинских артистов, сделав из них лидеров общественного мнения, мы пришли к тому, что Россия, будучи гораздо больше по населению и сильнее по определению, проигрывает духу украинцев. А дух создают литература, кино, музыка.
— При этом многие из тех, кто занимается музыкой и кино, убеждены в том, что культура должна быть в стороне от политики. Вам такой подход не кажется логичным?
— Нет, сейчас от артистов нужно требовать гражданской и политической составляющей. Мы этого не требовали и в итоге попали в ситуацию, в которой находимся. Если государство понимает, что музыка является оружием, то с кем вы, деятели культуры, — очень важный вопрос. Хотим мы того или не хотим, но искусство придется политизировать. Времена такие пришли. Стинг посвящает свой хит «Russians» Украине, Scorpions в «Wind of Change» меняют «Москва» на «Украина», Pink Floyd впервые за 28 лет выпускают песню, причем вместе с солистом украинской группы «Бумбокс» и так далее. Как на таком фоне говорить, что поп-музыка не должна быть политизированной?
Временные катаклизмы создают новый музыкальный язык. В тридцатые, во времена Великой американской депрессии, появились мюзиклы. Тогда была необходима преувеличенная радость жизни. После окончания Второй мировой войны появился рок-н-ролл. Чак Берри, Элвис Пресли, Джерри Ли Льюис. Во время вьетнамской войны в Америке появились барды. На митингах не могли играть Greateful Dead или Rolling Stones, им нужна сложная аппаратура. Но появились Боб Дилан, Донован, Джоан Баез и другие артисты, которые выходили с гитарами и пели антивоенные песни.
Еще в 2014 году нами был сделан беспрецедентный шаг, направленный на упрочение позиций пророссийских медиаресурсов, — создание патриотического медиахолдинга, в который входят самая популярная в России полностью русскоязычная радиостанция «Русское Радио» и русский музыкальный телеканал RU TV. Нашей целью являлись взращивание и популяризация идеологически надежных артистов, чтобы руководство страны могло их задействовать в формировании выгодного общественного мнения через воздействие на многомилионное сообщество поклонников.
При этом мы еще тогда высказывали обеспокоенность засильем украинских певцов на российской сцене и предлагали готовить альтернативу им и артистам с двойным гражданством, живущим за рубежом, как ненадежному ресурсу. Но наши инициативы тогда не нашли понимания. И вот спустя восемь лет все прогнозируемые нами негативные сценарии в отношении предательства артистов и медийных личностей сбылись.
И вот наши идеологи, судорожно спохватившись, боясь ответственности за свое предварительное бездействие, с потными ручками и перекошенными лицами стали требовать немедленно выкинуть всех украинских артистов из эфиров, доказывая этим собственную несостоятельность. Но если мы все эти годы тиражировали артистов «пятой колонны», то нельзя в одночасье все убирать. Если в радиоэфирах останутся «черные квадраты», так как заменить нечем, то мы покажем, что они на самом деле сила. И через некоторое время с той стороны это обязательно обыграют. Что и произошло. Я опять оказался пророком. Первого марта мы заявили, что убираем из эфира Макса Барских, Потапа и Настю и других артистов, с политическими взглядами которых мы не согласны. А потом Макс Барских заявил, что убирает свою музыку с российских платформ. Наше заявление продержалось на «Яндексе» шесть часов, а заявление Барского — шесть дней. И мы еще спрашиваем, где у нас «пятая колонна»?
— Как в связи с этим может измениться музыкальный теле- и радиоэфир?
— Нужно сдвигаться с мертвой точки, менять ситуацию, поддерживать молодых. Я не противопоставляю музыкантов разных жанров, должны расцветать все цветы. Но возрастные артисты делали все, чтобы молодые конкуренты не смогли пробиться к зрителю. Вся их приближенность к власти заключалась в получении званий и недвижимости под собственные театры, которые никто, кроме их родственников, не посещал. Мы же видим, как ведут себя люди, которые должны защищать интересы индустрии: Михалков и Калягин в театрально-киношном мире, Запашные в цирке, Гергиев и Башмет в классической музыке. Наши же представители — самоназванный маэстро Крутой и Матвиенко, находясь в совете по культуре, смотрели, как Михаила Гуцериева оскорблял представитель цирка, делающий имя на издевательстве над животными, и даже не попросили быть ответственными за оскорбления. Не претендую на регалии, но я единственный, кто восстал против этого.
А что происходит с современной музыкой на центральном телевидении? Ургант, патриотичность и государственность которого мы видим, на деньги канала, финансируемого за счет бюджета, накручивал страницы в Инстаграме и монетизировал свою популярность за счет федерального эфира, чтобы потом продавать рекламу. И привлекал для этого самый непотребный музыкальный шлак только потому, что у этих артистов были так называемые подписчики. При этом многие участники его программы от Собчак до Меладзе — ярко выраженные антигосударственники. А нормальные музыканты к нему пробиться не могли. Ответ был всегда один: «Это не интересует публику». Но вы покажите, как можно узнать градус воды, если ты в нее не опустил ногу?
— Судя по вашим словам, на поп-музыку может быть возложена довольно серьезная миссия. Но есть довольно расхожее мнение о том, что песни вряд ли могут на что-то серьезно влиять и служат лишь саундтреком к историческим событиям…
— Существует масса примеров того, что это не так. Посмотрите, как страны с великой культурой, такие как Китай или мусульманские государства, противостоят приходу англосаксонской музыкальной культуры. Если мы в этой ситуации ничего не сделаем, то будет только хуже. Китайцы совсем недавно выпустили запреты касательно женоподобия мужчин на сцене и непотребного поведения певиц. То есть носители древней культуры придают этому значение, понимая, насколько поп-музыка влияет на людей. Если мы тратим такие деньги на вооружение, при этом часто проигрывая информационно, то имеет смысл вспомнить маленькую страну Корею. У них уже не мягкая, а стальная сила в лице Псая и группы BTS. Они теперь могут заявлять любые политические лозунги на весь мир, и закрыть им рот невозможно. В маленькой Австрии в свое время был Фалько, в Германии сейчас Rammstein, во Франции Гару.
А где наши герои мягкой силы? Депардье, Стоун, Кустурица? Мало здесь сидели на наших харчах, а как только им цыкнули, сразу заткнулись! Вот вам дружба. Я уж не говорю про наших. Маэстро Крутой, композитор Матвиенко, народный артист всех республик СНГ Киркоров. Где их голос? Где их мнение? Два месяца прошло, но еще ни один из них и слова не сказал в поддержку своей страны. Ждут лучших времен.
Музыке сейчас придается глобальное значение. А мы, великая, богатая Россия, на такую культуру толком ничего не тратим. Можно спорить насчет того, сломали ли наши рокеры СССР, но джинсы, кола и рок-н-ролл сделали огромную пробоину в корабле под названием Советский Союз.
— Сейчас рок, при всей популярности, трудно назвать молодежной музыкой. Публику помоложе куда больше интересуют звезды социальных сетей…
— Так посмотрите на блогеров и звезд ТикТока. Это же осмысленная американская экспансия. Этих блогеров очень легко держать за ниточки, потому что они зависят от Интернета, от платформ. Их популярность накручивали, потом давали песенку, и получался Даня Милохин. Но его держит не страна, не Министерство культуры, не продюсеры, а дядя Сэм, тот, кто давал технологии и Интернет. Получается, что артист находится в стране, но этой стране не принадлежит и управлять им нельзя. Если бы во время перемен, тридцать лет или даже после крымских событий, мы бы начали открывать молодых артистов, то у нас были бы не украинские звезды, а свои. Но мы ничего не делали.
Конечно, ни Долина, ни Газманов, ни «Любэ» ничего не могут дать молодежи. Но нельзя же считать музыкантами Милохина, Бузову или Дмитриенко. Это же катастрофа. Интересная деталь: как только вылетел Инстаграм, то их сразу не стало. Получается, сила этих артистов была не в музыке, а в техническом ее распространении. Примечательны два последних решения Белого дома по санкциям. Они разрешили импорт из России удобрений и экспорт информационных технологий. А информационные технологии — это влияние на молодежь. Мы должны не позволить им влиять на молодежь.
— Вы уже не первый раз призываете чиновников обратить внимание на популярных музыкантов как на людей, деятельность которых должна приносить пользу государству. Можно ли говорить о том, что ваши инициативы начали получать поддержку?
— Это происходит далеко не всегда. Вот «Русское радио» вместе с Лепсом и Басковым делает концерты в госпиталях Ростова, Воронежа, Тулы, мероприятия для беженцев, которые находятся в Московской и Ленинградской областях. Руководители отделов идеологии на разных площадях ничем нам не помогли. Лепс двенадцать часов ехал в своей машине в Ростов, музыкантов ему никто не оплатил, он сам купил билеты на поезд для своей команды, сам привез всю аппаратуру.
Первого марта мы организовали концерт «Я горжусь тем, что я русский», который транслировался на всю страну на телеканале RU TV. Артисты, принявшие в нем участие, были первыми, кто поддержал специальную военную операцию. Седьмого марта мы провели еще один концерт в Музее Победы на Поклонной горе для женщин-военнослужащих и жен военнослужащих, чьи мужья принимают участие в специальной военной операции. Мы запросили у представителей истеблишмента, политической элиты, военной элиты, всего цвета общества помощь в организации мероприятия. Поддержки мы не получили.
Идеологические руководители с московских площадей понимают, что артистом не нужно руководить, в этом мире не может быть директив. Но очень важно понимать, какое влияние имеют звезды и какое — все эти автопробеги и другие проплаченные мероприятия. Конечно, автопробеги в силу своей величавости позволяют гораздо успешнее осваивать бюджет. Польза от этого, правда, мала. При этом считается, что если артист может выступить сам, то пусть и выступает. Но если он может сам, зачем нужны те, кто должен руководить?
— Вы, наверное, неоднократно убеждались в том, что деньги, которые государство выделяет на культуру, обычно тратятся не самым лучшим образом. Думаете, это можно как-то изменить?
— Нет плохих денег, есть непрофессиональная работа. Как можно было не увидеть профессиональные группы, из которых получились бы звезды, а потом удивляться, почему так мало поддержки от повелителей душ аудитории. Но ордена получали Макаревич, Ярмольник, Киркоров. А артисты, которые действительно стояли плечом к плечу с государством, ничего этого не получали. Чему же удивляться?
«Землян» часто называли апологетами советской власти, но не мы пели «Мой адрес — Советский Союз». Мы пели «Траву у дома», «Каскадеров», «Поверь в мечту», «Прости, Земля», «Взлетную полосу». Нормальные мужские песни, в которых мы никого не хаем, не хотим свергать. Прошло сорок лет, и эти песни до сих поют.
Я не говорю о том, что должна быть тупая политизированность. Но должно быть понимание страны, в которой ты живешь, и ответственность за то, что делаешь. Это не значит, что тексты песен обязательно про знамена. Что политического в песне «Землян» «Путь домой»? Да, совпало так, что она появилась в момент выхода нашей армии из Афганистана, и песня стала лейтмотивом этого события. Но в тексте нет ничего об Афганистане.
В «Комбате» «Любэ» или «Офицерах» Газманова нет прямых призывов, но они о близких для всех проблемах. Но где новые гражданские композиции? Почему во всех эфирах нет великолепной песни «Встанем» молодого певца Shaman? Почему на концерте в Лужниках не было героев «крымской весны», звезд, которые выступали в Донецке и Луганске? Ольга Кормухина, «Земляне», «Русские», «Санкт-Петербург», ЮрКис… Вместо них — артисты с замшелыми песнями.
Важно же не просто выиграть тендер, а дать творчество. Государство должно платить тем, кто даст качество, а для этого между государством и исполнителем должны быть представители, помогающие своей индустрии. Деньги государства нужно направлять на правильных людей. В противном случае управлять будут с Запада, что и происходит.
Владимир Чуев
Latest posts by Владимир Чуев (see all)
- 80 лет со дня рождения Элвина Ли - 20.12.2024
- Стив Харрис: Удивительно, что мы протянули уже 50 лет - 20.12.2024
- Басист Shinedown Эрик Басс презентовал сольный трек «Azalia» - 19.12.2024
- Брайан Джонсон и Леди Гага спели «Highway to Hell» в рамках шоу «Carpool Karaoke» - 19.12.2024
- Брюс Дикинсон заявил, что альбом IRON MAIDEN “Killers” напоминает ему обновлённую версию DEEP PURPLE “In Rock” - 18.12.2024