Роберт Уайатт – легенда британской музыки, чьё имя неразрывно связано с расцветом джаз-фьюжна, психоделии и прогрессивного рока. Его творческий путь начался с групп Soft Machine и Matching Mole, где он проявил себя как талантливый барабанщик и вокалист.
Детство Уайатта прошло в творческой атмосфере: мать работала на BBC, отец был психологом, а друзья семьи — «довольно богемными». Неудивительно, что Роберт рано увлекся музыкой. Он брал уроки у американского джазмена Джорджа Нейдорфа, а в 1963 году присоединился к трио Дэвида Аллена, впоследствии ставшего основой для культовой группы Wilde Flowers, где также играли Кевин Айерс и Брайан Хоппер.
Переломным моментом в жизни Уайатта стал 1973 год. После распада Matching Mole он работал над сольным альбомом и собирал новую группу. Но 1 июня на вечеринке в честь Джилли Смита из Gong случилась трагедия: Уайатт, будучи в нетрезвом состоянии, выпал из окна четвёртого этажа. Получив перелом позвоночника, он оказался прикованным к инвалидной коляске.
В поддержку Уайатта его друзья устроили благотворительные концерты. Pink Floyd дали два концерта в лондонском театре Rainbow. По словам самого музыканта, ему также помогли друзья жены – супермодель Джин Шримптон и актриса Джули Кристи.
Несмотря на трагедию, Уайатт не сломался. Он научился играть на новых инструментах и продолжил музыкальную карьеру, но уже сольно. Его музыка стала более интимной, экспериментальной и политически заряженной. В своих альбомах он мастерски соединял джаз, фолк, поп-мотивы, детские песенки, создавая абсолютно уникальное звучание.
В 2014 году Уайатт объявил о завершении музыкальной карьеры, заявив, что гордится своим решением и не хочет, чтобы музыка “прекращалась”. Сейчас он живет в тихой гавани семейной жизни со своей женой, художницей и автором песен Альфредой Бенге. Но его музыка продолжает волновать и вдохновлять слушателей во всём мире.
Альбом ’68 – настоящий подарок для поклонников Роберта Уайатта. Это не просто сборник архивных записей, а возможность заглянуть в творческую лабораторию музыканта, проследить зарождение его фирменного стиля на стыке рока и авангарда.
Что бы вы сделали, если бы к вам в студию заглянул Джими Хендрикс и предложил сыграть на басу? Уайатт, конечно же, ответил: «Добро пожаловать!». Так в 1968 году в лос-анджелесской студии TTG Хендрикс принял участие в записи песни Slow Walkin’ Talk.
Уайатт в то время переживал не самые простые времена – Soft Machine только что распались после американских гастролей с Хендриксом. Музыкант остался в гостях у великого гитариста, воспользовавшись возможностью пожить в Лос-Анджелесе и поработать в студии.
Slow Walkin’ Talk, записанная при участии Хендрикса, – это приятный, но не выдающийся блюзовый трек, напоминающий о ранних работах Soft Machine. Намного больший интерес представляет ранняя версия Moon In June, будущего шедевра Уайатта. Исповедальные, пронзительные стихи этой песни позже будут смягчены для альбома Soft Machine Third, но уже в этой ранней версии Moon In June поражает своей новаторской формой и проникновенной мелодией.
Долгое время считалось, что записи 1968 года утеряны. Эти треки издавались на различных сборниках Soft Machine и Уайатта, но ходили слухи, что существует еще одна песня, записанная в том же году. И вот на альбоме ’68 обнаружены целых две!
Chelsea с её тяжелым звучанием хаммонда – это хрупкий белый соул в исполнении Уайатта. Музыкант положил стихи Кевина Айерса на музыку, которую позже использовал в своей группе Matching Mole.
Но главное открытие на альбоме – это Rivmic Melodies. В 1969 году эта композиция, на которой Уайатт пропевает алфавит под рассыпчатые звуки фортепиано и ударных, станет первой частью альбома Soft Machine Volume Two. Звучит это как дадаистский перформанс: буквы английского алфавита расщепляются на атомы, значения и бессмыслица сталкиваются, порождая аморфную какофонию.
’68 – это удивительный архивный релиз с превосходным качеством звука. Альбом проливает свет на то, как работала группа Soft Machine на самом деле, и позволяет услышать, как зарождался уникальный стиль Роберта Уайатта – капризный, импульсивный и бесконечно любопытный. Музыка Уайатта не вписывается в рамки рока или авангарда, это нечто совершенно особенное.
Владимир Чуев
Latest posts by Владимир Чуев (see all)
- 80 лет со дня рождения Элвина Ли - 20.12.2024
- Стив Харрис: Удивительно, что мы протянули уже 50 лет - 20.12.2024
- Басист Shinedown Эрик Басс презентовал сольный трек «Azalia» - 19.12.2024
- Брайан Джонсон и Леди Гага спели «Highway to Hell» в рамках шоу «Carpool Karaoke» - 19.12.2024
- Брюс Дикинсон заявил, что альбом IRON MAIDEN “Killers” напоминает ему обновлённую версию DEEP PURPLE “In Rock” - 18.12.2024