С момента выхода девятого альбома Paradise Lost “Symbol of Life” прошло три года, GUN Records и так и сяк пытались продвинуть группу вперёд на рынке, но их действия не возымели заметного успеха. Лейбл так и не смог встроить группу в свою систему и в мэйнстримовый рынок в частности, но у парней было время на то, чтобы разобраться в себя и решить накопившиеся внутренние разногласия. Наверное, те из старых фанатов, что ещё следили за карьерой Paradise Lost, были немало удивлены, когда увидели название нового альбома и первые промо-фото группы. То, что заголовок десятого альбома отзеркалил название первого, а Грег Макинтош и Ник Холмс подотрастили волосы, воспринималось как благоприятный знак, как если бы в волосах и названии было дело… Также нельзя было не обратить внимание на то, что группа присутствовала на фотосессиях в формате квартета, ведь замена уволенному в 2004 году Ли Моррису так и не была своевременно подобрана. Но чуть только новость о том, что Paradise Lost ищут барабанщика стала достоянием общественности, в поле зрения появился Джефф Сингер, который едва не стал ударником в группе ещё в 1994. Он практиковался пару лет в грув-бэнде Kill II This, провёл четыре года в составе Бэйли Блэйза, словом, не терял времени даром. Все были как будто бы за, но проблема заключалась в том, что парни хотели притереться, да и часть песен уже была написана. Джеффа взяли сессионным барабанщиком, но внешне это никого не смущало.
Продюсер Рис Фулбер тесно сошёлся с группой во время записи “Symbol of Life”, и решение продолжить с ним работу было естественным. Так, инструментальная часть “Paradise Lost” была записана в Chapel Studios всем коллективом при его самом деятельном участии. Как отмечает биограф группы Дэвид Гилке, обстановка была здоровой, настрой — позитивным. На страницах книги “No Celebration” приведено и свидетельство Фулбера, цитирую: «Я просто люблю работать с ними. Они слушают то, что я хочу им сказать, у них есть собственные толковые идеи, они умеют играть, и у них есть чутьё. Они не супер-эгоистичные, они не супер-хрупкие — они всё понимают. В мире полно групп, которые цепляются к несущественным деталям. Paradise Lost понимают, что к чему. Они понимают: мы — профессиональная группа, этот парень делает свою часть, тот делает свою. Нет этих склок, никто не идёт в отказ… Мне нравилось с ними работать».
Согласно воспоминаниям участников Фулбер сильно вложился в аранжировки и переделывал их по 20, а то и 30 раз, радея за результат. Он знал, в чём сила команды и чго от неё можно ждать и, как и в случае “Symbol of Life”, мог предложить добавить в песню бридж или гитарное соло, и с его мнением считались. Когда Макинтош, Аарон Аэди, Стив Эдмондсон и Джефф Сингер записали свои партии, Холмс полетел в Лос-Анджелес и работал с Фулбером в его студии. Они тусовались, работали душа в душу, и позже Фулбер восхищался тем, как ловко и быстро Холмс пишет тексты песен. И вот это заявление вызывает у меня… оторопь, о текстах “Paradise Lost” я скажу отдельно.
В альбом вошло 12 треков общей продолжительностью 47 минут. В этот раз никаких каверов, перепевки Frankie Goes to Hollywood, вполне логичного шага после The Smiths и Bronski Beat, мы так и не дождались. Так что без шуток, перейдём к делу. Возвышенное вступление первой композиции “Don’t Belong” открывается деликатной аранжировкой струнных смычковых и вкрадчивым, доверительным пением Ника Холмса. В соответствии со знакомым нам алгоритмом Paradise Lost раскрываются в припеве, обрушивая на слушателя последовательность категоричных риффов, контрастирующих со светлыми партиями скрипок. Тут же Холмс вступает, и его голос звучит неожиданно грубее, «тяжелее» под стать гитарам, и ход событий нарушается только комфортным гитарным соло в заключении композиции. О возвращении говорить пока рано – группа балансирует на грани последних альбомов, и вполне себе альтернативный номер “Close Your Eyes” указывает не на долгожданную попытку «возвращения к корням», а на топтание на прежних трендовых позициях. Трек примечателен разве что отягощённым эффектами вокалом и действительно работающим мелодичным припевом. Начало “Grey” как будто бы возвращает нас к старым добрым «драконовым временам», но Холмс снова прибегает к злоупотреблению вокальными примочками, и часть его партий искажена эффектами сомнительной ценности, что портит впечатление от этой в целом обнадёживающей песни. В ней нет резкости, нет чувства опасности, свойственного тяжёлому металу, но эта песня могла быть записана тогда, в 1995, и это звучало бы абсолютно органично. Ну, если бы не вокал, он тут действительно стрёмный. “Redshift” удерживает группу где-то на границе “Host” и “Believe in Nothing”, но даже более электрофицированный хит “Forever After” не вызывает претензий, потому что однозначная коммерческая направленность песни заложена и в танцевальном бите, и в доступной подаче. Да, есть гитара, да, есть какое-то мягонькое соло, в котором, впрочем, слышатся фирменные темы Макинтоша, но этот радио-хит рассчитан именно на массового слушателя, и единственный просчёт группы и продюсера – это припев, в котором “Forever after, maybe” было бы уместно заменить на “Forever after, baby”. Клип на эту песню был выбран GUN Records с холодным расчётом на ускользающий от них призрачный комерческий успех группы. Принеся законную жертву идолу большого музыкального бизнеса Paradise Lost продолжают вспоминать молодые годы и найти свою идентичность в “Sun Fading”, по кусочкам собирая прежних себя. Вспоминали, вспоминали, собирали, собирали… но так и не вспомнили, так и не собрали. Растерянный и омрачённый Холмс срывает свой гнев в “Laws of Cause”, и в этом треке при всех его достоинствах, которые в моих глазах сводятся хотя бы к тому, что электроники стало меньше, обращает на себя внимания тенденция вокалиста к написанию простых, в каком-то смысле попсовых текстов. Обилием повторов текстового рисунка отмечено большинство песен этого альбома: “Sun Fading” с “Got a right… Got a right… Gotta lie… Gotta lie…”, “Laws of Cause” с “All this was… All this was… All that’s moved across…” и навязчивым припевом “All this was towards. All this was towards…” ну и следующий за ними “All You Leave Behind”, в котором Холмс навязчиво повторяет “On and on it rain, / On and on no shelter, / On and on it rains, / The sun has gone forever”. Похожие заклинания повторяются и в готическом хите “Accept the Pain”, так что не надо винить одних лишь русских рокеров в мутной лирике. Вот вам Paradise Lost, и вот они исполняют простые, запоминающиеся попсовые формулы. “Shine” и “Spirit” на этом фоне не предлагают ничего прорывного: бодрый, меланхоличный, близкий к альтернативному метал с парой приличных хуков, но выдержанный в ключе всего альбома. В “Over the Madness”, за клип на которую топила группа, клавишные чередуются с действительно массивными думовыми риффами припева, но электроника доминирует несмотря на отсылку к “Forever Failure” в финале песни. На мой взгляд, в выборе песни для клипа наиболее чётко отражено взаимное непонимание лейбла и группы. Изначально делавшие ставку на синглы и радио-хиты GUN Records продавили съёмки видео наиболее коммерческого трека “Forever After”, а Paradise Lost ратовали за “Over the Madness”, как за робкую попытку вернуться ближе к условно старым позициям.
Давайте честно, этот альбом звучит как ещё один компромисс. Продюсер нахваливает пустые тексты. Лейбл продавил видео на песню, на которую группа не хотела снимать видео. Макинтош, кажется, всё также не уверен, чего хочет. Ну а остальные… вряд ли кто-то спрашивал Аарона, Стив и тем более Джеффа, чего они хотят. Даже обложка, выполненная бас-гитаристом и вокалистом Septicflesh Спиросом Антониу понравилась не всем и не сразу, но никто не воспротивился идее использовать именно её. В итоге альбом подаётся как очередной уверенный шаг к возвращению к некой потерянной тяжести, но таковым его можно рассматривать только в сравнении с неблагополучным (но хитовым) “Host”. Жанровая принадлежность “Paradise Lost” для меня под вопросом. Где-то группа тяготеет к gothic metal, где-то к альтернативе, где-то ещё слышны отголоски готики синтетической. В итоге метал-тусовка по-прежнему отказывалась смотреть в сторону Paradise Lost, а GUN Records не могли получить прибыли, на которую рассчитывали, так как альбом был с их позиции слишком металлическим. Контракт между обеими сторонами был подписан на два альбома, так что по всему выходило, что пора расставаться. На том и порешили. А тем временем менеджер группы Энди Фэрроу уже знал, в какую дверь следует постучать в этой ситуации. И табличка на этой двери гласила “CENTURY MEDIA”.
Алексей Евдокимов специально для Куртки Болтендаля
#boltendal #Paradise_Lost #gothic_metal
Latest posts by Елена Евдокимова (see all)
- Doro – “Conqueress Forever Strong And Proud” (2023) - 31.10.2023
- Роберту Планту – 75! - 21.08.2023
- 43 года концертному EP Iron Maiden “Live!! +One” - 04.07.2023
- Paradise Lost – “Paradise Lost” (2005 GUN Records) - 26.05.2023
- Kiss – “Rocks Vegas” 2016 - 23.01.2023