Быть басистом не так просто. Эти музыканты привносят много важных аспектов в звучание, однако частенько остаются в тени других участников.
Гедди Ли – один из тех басистов, которых трудно игнорировать. Являясь одновременно главным вокалистом канадской прог-группы Rush, он часто упоминается как один из самых одаренных людей, когда-либо взявших бас-гитару в руки. Его уважают и почитают музыканты самых разных жанров, но кого признает сам Ли?
Итак, его любимые бас-гитаристы.
Джаз-фьюжн: Джако Пасториус
Можно уверенно сказать, что Джако Пасториус – это «басист для басистов». Его вклад в джаз-фьюжн как сольного исполнителя, сессионного музыканта и участника группы Weather Report – это обязательный к прослушиванию материал для всех начинающих басистов и повод для восхищения даже для профессионалов. Пасториус также известен своим сотрудничеством с Джони Митчелл над альбомами вроде Hejira, где он помог ей перейти от традиционного фолка к более смелому звучанию, расширив её музыкальные горизонты.
Пасториус виртуозно владел безладовым басом, что придавало его звуку особую узнаваемость. Его использование гармоник на четырёхструнной электрической бас-гитаре стало редким и новаторским приёмом, который мало кто из других басистов мог повторить. Он был смелым и исключительным, и, безусловно, сам это осознавал. Говорят, что в 1974 году он представился будущему коллеге по Weather Report Джо Завинулу как «лучший басист в мире» – и разве можно с этим спорить?
В интервью Rolling Stone Ли рассказал, что, хотя он и не был поклонником джаз-фьюжна, увидеть Пасториуса на сцене стало для него событием, изменившим его жизнь, и «опытом, который невозможно воспроизвести». Говоря о безупречной технике Джако, он отметил, что «он был невероятным, странным, эксцентричным, и этот большой палец… В общем, он был по-настоящему уникальным музыкантом».
Прогрессивный рок: Крис Сквайр
Агрессивный, изобретательный, с пальцами, которые молниеносно перемещаются по грифу, Крис Сквайр был единственным постоянным участником прогрессив-рок-группы Yes до своей смерти в 2015 году и по-настоящему определил её звучание.
Его вклад был не менее важен, чем игра на клавишных Рика Уэйкмана или виртуозные гитарные соло Стива Хау. Состав группы, в который также входили Джон Андерсон и Билл Бруфорд, в начале 70-х годов подарил миру одни из лучших альбомов прог-рока. Во время почти безупречной серии альбомов The Yes Album, Fragile и Close to the Edge, звуки его Rickenbacker были слышны повсюду, и можно с уверенностью сказать, что Крис Сквайр был основой всего того хаоса, который развертывался на этих пластинках. Никто в истории прога и даже в мире рока не смог сделать звучание баса таким «грубым» и дерзким.
Неудивительно, что Ли восхищается Сквайром как одним из великих музыкантов, так как в творчестве Rush можно услышать значительное влияние его стиля. В интервью UDiscover Music Ли отметил, что сравнивать способности Сквайра на басу практически бесполезно.
Если посмотреть на игру Фли в его жанре […] он потрясающий музыкант. Я очень уважаю его игру на басу. Но как можно сравнивать это с тем, что делал Крис Сквайр? Это совершенно другой жанр.
Рок: Джон Пол Джонс
Led Zeppelin можно назвать одной из самых завершённых четверок в рок-музыке, и уникальный стиль игры каждого участника мгновенно узнаваем, включая Джонса. Он имел крепкие корни в блюзе и джазе и использовал их с поразительным мастерством на каждом альбоме группы, где Led Zeppelin экспериментировали, превращая свои ранние влияния в ещё более насыщенное и грандиозное звучание в более поздних работах.
В интервью Guitar World 2014 года Ли рассказал, что песня How Many More Times из репертуара Led Zeppelin поразила его до глубины души, напоминая о том, как Джон Пол Джонс был «недооценённым героем» в этой группе.
Я видел их в Торонто в небольшом клубе под названием Rockpile. Мы сидели во втором ряду, и когда они исполнили эту песню, она просто сразила меня наповал. Это вновь показало мне, какой творческий потенциал есть в сочетании хард-рока с прогрессивной музыкой.
Рок: Джек Брюс
Гедди Ли не считает, что между Джоном Полом Джонсом и Джеком Брюсом можно выбрать того, кто займет первую позицию в его хит-параде. Но поскольку Брюса уже нет в живых, Джонс занимает более высокую позицию по умолчанию. Понять, почему Брюс занимает столь высокое место в оценках Ли, легко: он также был поющим басистом в мощном трио. Но и его работа за пределами Cream достойна внимания.
В интересной истории, которую он рассказал BBC в 2019 году о своем первом посещении концерта Cream, Ли признался, что «это был один из самых странных и величайших опытов в моей жизни».
Несмотря на то, что его могли бы впечатлить и мастерство Эрика Клэптона, и Джинджера Бейкера, Ли отчётливо помнит, как «был очарован и заворожён Джеком Брюсом. Это было одно из лучших и самых запоминающихся шоу, которые я когда-либо видел».
Автор: Катерина Гафт
Владимир Чуев
Latest posts by Владимир Чуев (see all)
- Лучшие басисты по мнению лидера Rush - 11.12.2024
- Tarja – «Rocking Heels: Live At Hellfest» (2024) - 10.12.2024
- Бывший фронтмен FEAR FACTORY назвал SPOTIFY злом - 10.12.2024
- Ринго Старр анонсировал тур по США в 2025 году - 10.12.2024
- Вокалистка EPICA заявила, что новый альбом группы посвящён переосмыслению себя - 10.12.2024