Несмотря на репутацию музыки для психически неуравновешенных, недалёких социальных изгоев, дэт-метал старой школы на самом деле был гораздо более интеллектуальным, чем принято считать. В период примерно с 1987 по 1993 год в этом жанре появились основополагающие работы, которые исследовали обширную пустошь человеческих страхов: смерть, расчленение, ужас, безумие и реальность зла. Это отражалось не только в самой музыке, но и в оформлении альбомов. Например, вот «The Ten Commandenent» у Malevolent Creation: На переднем плане вы видите персонажа Моисея, который, кажется, слился с демоническим присутствием, с изображением двух скрижалей, поднятых над горой Синай. Но на этот раз скрижали не ведут в землю обетованную, а разрушают её. Понимаете, к чему я клоню?
У обложек альбомов того времени было несколько ключевых особенностей. Одна из них — использование цвета. Во многих случаях один цвет преобладал над другими: красный был ОЧЕНЬ красным, а другие цвета были размытыми или менее контрастными. Были и прецеденты, демонстрирующие похожую технику, например, Scum и From Enslavement to Obliteration группы Napalm Death и Hell Awaits группы Slayer. Но классический дэт-метал имеет особый внешний вид и звучание, которые отличают его от этих предшественников, мелодик-дэт-групп из Гётеборга или мрачных звуков Dissection и Sacramentum.
Другие особенности включают высокий уровень детализации, что опять же хорошо сочетается с техническим характером музыки. И в отличие от трэша и NWOBHM, дэт-метал-группы часто использовали небольшие логотипы, обычно расположенные в верхней левой или правой части. По крайней мере, они не кричали о своей идентичности так же, как о концепции, которую хотели продвигать. Немногие художники-иллюстраторы представляют этот стиль так же хорошо, как Дэн Сигрейв. В биографии на его сайте его творчество описывается так: “тщательная проработка стиля для передачи эпических сцен… затрагивающих темы жадности, изоляции, обезличивания и эволюции”.
Хотя он, конечно, был не единственным великим художником, работавшим над обложками в то время, это заявление о цели прекрасно отражает то, что значило создание обложки в таком стиле.
Примечание: мне только что пришло в голову, что Entombed решили использовать шрифт «папирус» в первом альбоме. Но, честно говоря, в 1990 году этот стиль не был так популярен, как сейчас, так что я думаю, мы можем их простить.
Но давайте вернёмся немного назад. Альбом, который, возможно, положил начало дэт-металу как жанру (отличающемуся от трэша), — Seven Churches группы Possessed, но само движение по-настоящему развилось благодаря Scream Bloody Gore группы Death. Посмотрите на обложку, созданную другим великим художником-металлистом, Эдом Репкой: Здесь много красного и фиолетового цветов, а также большое внимание к деталям. И всё же в самой теме нет ничего по-настоящему ужасного, скорее, это праздник смерти как концепции. Я имею в виду, что эти скелеты выглядят так, будто отлично проводят время! Как будто тот, что в фиолетовом, говорит: «Заходите, пройдите в мой кабинет… взгляните!!!» Как будто после смерти мы все просто собираемся в подземелье и бушуем вместе! Тем не менее, они скелеты, а название группы — Death.
Давайте сосредоточимся на идее экстремальных тем. Обложки альбомов таких групп, как Gorguts и Dismember, выглядят экстремально из-за яркого использования фиолетового, ярко-зелёного или красно-оранжевого цветов. Альбомы привлекают к себе внимание и стимулируют воображение, но весь ужас остаётся за кадром и открыт для интерпретации. То, что один зритель считает «крутым», другому может показаться жутким и тревожным или просто глупым. Честно говоря, я бы выбрал всё вышеперечисленное, особенно с лавкрафтовским монстром из «Мёртвого бога». На нём какая-то шляпа?
И в этом заключается гениальность экстремального метала: использование искусства для передачи экстремальных тем и концепций без явного шокирующего эффекта.
Им не нужно было быть отвратительными, чтобы дать зрителю представление о направлении искусства. В то время как такие группы, как Cannibal Corpse, Autopsy и Exhumed, просто брали кровь и засовывали её вам в глотку. Это не оскорбление для этих групп, а просто разница между одним подходом и другим. По крайней мере, то, как эти группы использовали кровавые сцены, могло напугать слушателя, в то время как многие группы, использующие кровавые сцены по шаблону, по-видимому, ввязались в «отвратительную гонку вооружений», которая полностью противоречит цели создания долговечной музыки.
И мы можем спорить о «лучшем альбоме дэт-метала всех времён» до посинения, но многие слушатели всё равно приходят к «Altars of Madness» в синей рамке. Обратите внимание на хаос, происходящий в центре изображения, и на то, как этот хаос ограничен синим кольцом, которое медленно раскрывается. Это подразумевает жестокость и безумие Morbid Angel в их лучшем проявлении и позволяет слушателям заглянуть в мир, в который они вот-вот попадут, нажав «play».
Несмотря на то, что на обложке много деталей и мелких нюансов, она всё равно выглядит потрёпанной и небрежной, сохраняя грубый характер музыки, которая предшествовала более высокому качеству производства, появившемуся позже. И если присмотреться, то названия альбомов выглядят слегка размытыми, напоминая старые киноафиши 80-х и начала 90-х годов (особенно фильмы Спилберга).
В этом стиле и его месте во времени есть что-то очень завораживающее. В каком-то смысле это искусство напоминает мне старые карты Magic: The Gathering (только что я выдал себя как ещё один тип ботаника, но ладно).
И если вы посмотрите, как изменились обложки альбомов дэт-метал в середине-конце 90-х, вы зададитесь вопросом: «Что, чёрт возьми, произошло?» На обложках многих альбомов, выпущенных после 1994 года, появилась либо странная, невероятно плохая компьютерная графика, либо простые обложки, заполненные заглавными буквами, чтобы соответствовать более «хард-роковому» имиджу (фу). Не поймите меня неправильно, стиль 1987–1993 годов тоже «устарел», но по-другому.
В одном стиле есть что-то «классическое», в то время как другой кажется китчевым и дешёвым, ну, знаете… как и многое из середины и конца 90-х. Это как смотреть «Бегущего по лезвию» или первый фильм «Терминатор»; видно, что они были сняты давно, но сюжет настолько сильный, а образы настолько убедительные, что вы можете наслаждаться ими как на объективном уровне, так и с примесью ностальгии. Использование примитивной 3D-графики напоминает мне о том, как я в подростковом возрасте брал уроки Photoshop и просто использовал эффект «облака-различия» для всего. Возьмём в качестве примера Hypocisy: Обложки первых двух альбомов были такими потрясающими! А теперь взгляните на обложку Abducted! И дело не в том, что их музыка стала хуже. Мне так нравится песня «Killing Art», что я назвала эту статью в её честь! Просто один стиль выглядит как крутой артефакт с археологических раскопок, а другой — как то, что разработчик игр хотел сделать для PS1, но отложил в долгий ящик, подумав пять минут. Ничего не имею против группы, разумеется (фу, но даже название у них такое же! Это что, инопланетяне, отдыхающие в лавовых лампах или что-то в этом роде?! Ладно, я остановлюсь).
Для Amorphis я решил, что обложка этого альбома лучше подходит для концепции, чем Karelian Isthmus, хотя я немного предпочитаю этот альбом. Tales from The Thousand Lakes по-прежнему отличается экстремальным звучанием и изображением, но насыщенный блюз, который вы видите на обложке, подразумевает нечто иное, чем кровь и сражения, показанные на первом альбоме. Чтобы узнать больше об этом альбоме, я предлагаю вам ознакомиться с этой содержательной статьёй от Invisible Oranges. Я также прилагаю здесь изображение обложки первого альбома Sentenced, на которой изображено около тысячи разных вещей. Как и в случае с Hypocrisy, оформление следующего альбома было бы более приближено к стилю середины 90-х, но, как и в случае с Hypocrisy, музыка осталась бы великолепной (любому, кто не считает North From Here одним из лучших альбомов в стиле мелодик-дэт, нужно проверить голову). Но, как и в случае с Amorphis, музыкальный стиль кардинально изменился после выхода первых двух альбомов.
Подумайте ещё раз о концепции цвета. Через какое-то время, должно быть, стало немного утомительно смотреть на радугу цветов, которая на тебя обрушивается. Что случилось с мраком таких альбомов, как Seven Churches и Morbid Tales? Это одна из нескольких переломных точек между дэт-металом и блэк-металом. Взрыв популярности блэк-метала в начале 90-х был связан не только с возвращением к варварским корням звучания, но и с эстетикой. Это означало чистый чёрно-белый подход, лишь с небольшими вкраплениями красного или синего. Интересно, что этот сдвиг заметен в Darkthrone как в группе. Взгляните на Soulside Journey: Это резко контрастирует со стандартным чёрно-белым изображением одного участника группы с трупными пятнами, которое они усовершенствовали в трёх следующих альбомах («A Blaze in northern sky», «Under a funeral moon» и «Transilvanian Hunger»). На обложке «Panzerfaust» был использован ещё более простой подход: на первый взгляд, это недоэкспонированная фотография в лесу с одинокой чёрной фигурой на переднем плане. Однако, что интересно, логотип, кажется, идеально подходит для обоих жанров.
С другой стороны, как вы можете видеть на обложке грядущего альбома Unleashed, такое использование цвета в дэт-метале по-прежнему актуально. И это тем более интересно, что Unleashed не использовали такие обложки на своих классических альбомах, за исключением Shadows in the Deep, я полагаю. Здесь есть всё: логотип не слишком большой, зелень на горизонте очень яркая, но всё остальное имеет приглушённый эффект, а изображение в целом очень детализированное (например, пламя, облака, руины). The Black Dahlia Murder иногда используют этот стиль как дань уважения великим группам прошлого, особенно на обложках Nocturnal и Deflorate, что имеет смысл, учитывая, что Тревор сходил с ума по этим вещам.
В любом случае, я надеюсь, что вам было интересно поразмышлять над некоторыми более глубокими темами, скрывающимися за обложками классических альбомов дэт-метала, и вы узнали, что искусство дэт-метала может быть чем-то большим, чем поедание внутренних органов. Я понимаю, что во всём этом есть немного чрезмерного анализа, но это лишь для того, чтобы поразмышлять о глубоком творчестве этих групп и художников, которые помогли их альбомам ожить (или умереть?).
Однако есть одна вещь, с которой вы все можете мне помочь: что, чёрт возьми, происходит на изображениях новых альбомов? Даже со всеми моими снобистскими аналитическими навыками я просто в тупике.
Автор: Дж. Эндрю Залаки
Опубликовано 22 июня 2015.