
К 1995 году дэт-метал переживал не лучшие времена. Жанр, который когда-то раздвигал границы брутальности, начал стагнировать. Основатели жанра все еще были на плаву, но либо топтались на месте, либо уходили в совершенно ином направлении.
Центр тяжести дэт-метала начал смещаться из Флориды в Швецию, а точнее – в Гетеборг, где группа единомышленников создавала свой, скандинавский взгляд на этот жанр. Во главе этой волны стояли At The Gates, которым суждено было перетащить дэт-метал в новую эру и представить миру мелодичный дэт-метал, впоследствии окрещенный «Гетеборгским звуком».
At The Gates, образовавшиеся в 1990 году, сочетали в своей музыке брутальность и мелодику, замысловатые гитарные гармонии и дикие, свирепые риффы. Группа громко заявила о себе в 1991 году с EP «Gardens Of Grief», а годом позже выпустила дебютный альбом «The Red In The Sky Is Ours». Следующие два альбома – «With Fear I Kiss The Burning Darkness» (1993) и «Terminal Spirit Disease» (1994) – закрепили успех At The Gates.
Но настоящий прорыв произошел в 1995 году с выходом их четвертого альбома, «Slaughter Of The Soul». Эта пластинка стала для дэт-метала тем же, чем был «Scream Bloody Gore» группы Death для метала восьмидесятых.
«Как и любая группа, выпуская альбом, мы надеялись, что он будет особенным», – вспоминает вокалист At The Gates Томас Линдберг. – «Но «Slaughter Of The Soul» обрел собственную жизнь».
В чем же секрет успеха альбома? Все просто: At The Gates поставили перед собой цель записать альбом не хуже, чем «Bonded By Blood» Exodus или «Reign In Blood» Slayer.
«Мы и не мечтали достичь их уровня, но думали, что если поставим себе такую цель, то хотя бы на полпути к ней приблизимся», – говорит Томас. – «В то время было много дэт-метал групп, которые были довольны своими посредственными альбомами. Для нас это было неприемлемо. At The Gates хотели соревноваться с гигантами».
По словам вокалиста, истоки «Slaughter Of The Soul» лежат в их предыдущем альбоме, «Terminal Spirit Disease».
«Наши первые два альбома были очень техничными и сложными», – говорит он. – «Порой виртуозность мешала восприятию музыки. Поэтому, когда мы начали работать над «Terminal…», то решили, что пора двигаться дальше, то есть стать проще и прямолинейнее. Для кого-то это может показаться шагом назад, но для нас это был способ избавиться от всего лишнего в музыке. Мы хотели быть более прямолинейными, более брутальными. «Terminal Spirit Disease» положил начало этому процессу. Это был эмбрион, из которого родился «Slaughter Of The Soul».
«Terminal Spirit Disease» стал последним релизом At The Gates на лейбле Peaceville перед тем, как они перешли на другой британский лейбл, Earache. Линдберг считает, что это стало одним из ключевых факторов в процессе создания «Slaughter Of The Soul».
«Не хочу сказать ничего плохого о Peaceville, но у них не было бюджета, который позволил бы нам развиваться», – говорит он. – «Последней каплей стало то, что мы застряли в Англии на неделю после тура, потому что у лейбла не было денег, чтобы вернуть нас домой. Мы были очень злы, и я думаю, что это слышно в текстах, которые я написал для «Slaughter Of The Soul». Когда появился Earache, мы почувствовали себя спасенными. У них уже была хорошая репутация лейбла, подписывающего классические дэт-метал группы, так что мы чувствовали себя как дома».
Что важно, Earache сняли с группы значительную часть давления, дав им гораздо больше свободы в том, как записывать новый альбом и сколько времени на это потратить.
«Раньше у нас было две, максимум три недели на запись альбома. Теперь у нас было вдвое больше времени. Помогло и то, что мы тщательно готовили песни заранее. Мы потратили много времени на то, чтобы довести материал до идеала, – мы не занимались пре-продакшном, а просто отрабатывали все на репетициях».
At The Gates решили работать с сопродюсером Фредриком Нордстрёмом и записываться в его студии Fredman в Гетеборге. Сейчас Нордстрём известен своей работой с такими группами, как In Flames, Opeth, Dimmu Borgir и Arch Enemy. Но в 1995 году все было иначе.
«Мало кто знал, кто такой Фредрик! Думаю, этот альбом сыграл ключевую роль в том, что его заметили. Но мы хорошо сработались с Фредриком, и нас все устраивало».
Однако At The Gates настояли на том, чтобы Нордстрём купил новый 24-канальный микшерный пульт специально для записи, что вызвало небольшие трения в процессе записи.
«Как группа, мы знали, что это знаковый для нас альбом, и что от него многое зависит в финансовом плане. Фредрик потратил кучу денег на новый пульт, только чтобы угодить нам. Это привело к нескольким ссорам. Ничего серьезного, но были моменты, когда давление сказывалось на нас всех. В целом, однако, наши отношения с Фредриком были хорошими, и он проделал огромную работу, помогая нам сделать альбом максимально хорошим».
Выбрав новый, более минималистичный подход, At The Gates понимали, что гитарный звук станет центральным элементом того, чего они пытались добиться. Поэтому, похоже, многое было принесено в жертву, чтобы гитаристы Мартин Ларссон и Андерс Бьорлер получили все необходимое время, чтобы сделать все как надо.
«Кажется, я не ошибусь, если скажу, что мы потратили около трех недель на то, чтобы добиться нужного звучания ритм-гитары», – объясняет вокалист. – «Это может показаться безумием, но мы все знали, что альбом будут оценивать по гитарам. Я записал весь свой вокал всего за три дня. Это было тяжело, но оно того стоило».
«В плане текстов мы также придерживались очень простого подхода, как и в музыке. То, о чем я писал, было более хардкорным, чем раньше. Никаких упоминаний о драконах и викингах. Я сконцентрировался на реальной жизни и социальных проблемах. Это было более приземленно и менее мифично».
Также группа пригласила одного местного музыканта в качестве гостя на альбом.
«Мы все были большими поклонниками Mercyful Fate и King Diamond», – говорит Линдберг. – «Когда мы узнали, что Энди Ларок, гитарист King Diamond, работает в местном музыкальном магазине, мы просто обязаны были заполучить его на запись. Фредрик тоже иногда подрабатывал там, так что он привел Энди в студию. Он сыграл блестящее соло в песне «Cold». Мы даже не думали о том, чтобы кого-то еще приглашать. Мы пятеро были настолько поглощены созданием альбома, что, казалось, ничего вокруг не существовало».
Работа в студии прошла гладко, и группа была приятно удивлена тем, насколько лейбл Earache был впечатлен не только уровнем альбома, но и качеством звука.
«Они были в восторге. На самом деле, я думаю, что они практически не меняли уровни при мастеринге. Единственное разногласие, которое у нас с ними возникло, было по поводу обложки. Мы пригласили для этого парня по имени Кристиан Валин [который позже присоединился к Линдбергу в его группе The Great Deceiver], и он продолжил работать в качестве художника с такими группами, как Therion и Dark Tranquillity. Мы давно хотели с ним поработать. Кристиан хотел не торопиться, но Earache торопили нас. Так что была небольшая битва. Но, в конце концов, мы победили, и Кристиан получил то время, которое ему было нужно».
«Slaughter Of The Soul» вышел в 1995 году и быстро завоевал сердца как старых поклонников дэт-метала, так и тех, кто искал новую волну интенсивности.
«Вокруг альбома царил огромный ажиотаж. Он очень хорошо продавался, по крайней мере, по сравнению с тем, что мы делали раньше. И все шло так хорошо. Мы гастролировали по Великобритании, Европе и Америке, и были готовы к записи следующего альбома, когда…» группа была так же ошеломлена, как и фанаты, когда Андерс Бьорлер объявил о своем уходе.
«Андерс не выдержал давления, вот и все. Мы пытались убедить его передумать, но все навалилось на него. Успех альбома поднял нас на новый уровень, но и принес свои проблемы. Earache очень хотели, чтобы мы вернулись в студию, и Андерс сломался. Оглядываясь назад, возможно, нам стоило поискать ему замену и двигаться дальше, но мы все были очень молоды и не были готовы к этому. В результате группа распалась».
Удивительно, но менее чем через год после выхода этого знакового альбома, находясь на пике своей популярности, At The Gates прекратили свое существование. Никаких конфликтов, никаких ссор. Они просто решили остановиться.
«Наверное, в каком-то смысле я жалею об этом решении, потому что можно сказать, что мы были на пути к еще большим высотам. Но, возможно, «Slaughter Of The Soul» всегда должен был стать нашей вершиной – и сколько вы знаете групп, которые должны были уйти после своего лучшего альбома, но упорствуют в своем существовании, давно перейдя свой срок годности? Мы остановились на невероятном подъеме».
Бывшие участники At The Gates создали несколько других известных групп, в том числе The Haunted (гитарист Андерс Бьорлер, его брат-близнец, басист Йонас Бьорлер, и барабанщик Адриан Эрландссон), The Crown, The Great Deceiver, Lock Up и Nightrage (все – Томас Линдберг). Но влияние «Slaughter Of The Soul» осталось огромным, повлияв на всех – от Killswitch Engage и Trivium до The Black Dahlia Murder.
«Сложно судить о собственном творчестве, но то, что этот альбом стал культовым – это факт»., – говорит Линдберг, воссоединившийся со своими коллегами по At The Gates в 2007 году. – «Если вы спросите меня, горжусь ли я тем, что мы сделали, то, конечно, горжусь. Если вы хотите знать, что я думаю о том, как другие хвалят этот альбом, то это сложнее. Мы все пятеро поражены тем, что его постоянно называют важным этапом в развитии дэт-метала. Действительно ли “Slaughter Of The Soul” дал новый импульс развитию дэт-метала? Трудно сказать однозначно. Сравнивать себя с такими мэтрами как Exodus и Slayer, конечно, было бы слишком самонадеянно. История всё расставит по своим местам».
Владимир Чуев
Latest posts by Владимир Чуев (see all)
- Самые ожидаемые альбомы марта - 06.03.2025
- Объявлены города проведения VK Fest 2025 - 03.03.2025
- Джо Молланд, легендарный гитарист и композитор, скончался в возрасте 77 лет - 03.03.2025
- Стивен Уилсон: “На новом альбоме хотел заново изобрести рок-соло” - 03.03.2025
- Фронтмен SAXON: «Оказаться в пятёрке лучших британских металл-групп — это здорово» - 03.03.2025