Дэт- и трэш-метал ворвались в 90-е на гребне волны. Так почему же это десятилетие едва не сломало их хребет?
“Я был в Hard Rock Café в Тампе, – вспоминает Брайан Слэгел, основатель Metal Blade Records, – и увидел на стене странную гитару с безумной раскраской. На табличке значилось, что на ней играл Керри Кинг. Я подумал: “Быть не может!”. Сфотографировал гитару и отправил ему. Ответ Керри все объясняет: “90-е были странным временем…”.
Как ни крути, для тяжелой музыки 90-е стали эпохой турбулентности. Мировой успех метала в 80-х, рождение трэша и дэт-метала, бурное развитие андеграунда – казалось, у жанра блестящие перспективы. Десятилетие началось с выхода “Rust In Peace” Megadeth, “Seasons In The Abyss” Slayer и “Extreme Aggression” Kreator – трэш-монстров, ставших классикой. Дэт-метал не отставал, выпуская один экстремальный альбом за другим.
Но шли годы, и поток громких релизов иссяк. Появление гранжа и альтернативного рока, а также коммерческий успех “Черного альбома” Metallica дезориентировали многих титанов трэша.
“Гранж наступал по всем фронтам, – вспоминает Слэгел. – Многие группы запаниковали. “Что делать? Куда податься?”. Многие решили, что металу пришел конец. Конечно, потом было возрождение, но в то время метал переживал не лучшие времена”.
Kreator ударились в индастриал на “Renewal” (1992), Exodus заигрывали с грув-металом на “Force Of Habit” – трэш лихорадило в поисках идентичности. Дэт-метал тоже штормило: набирал обороты гранж, на горизонте маячил ню-метал, а шумиха вокруг блэк-метала делала его похожим на пережиток прошлого.
“В конце 80-х – начале 90-х андеграунд был важен, – говорит Карл Уиллетс, вокалист Memoriam и экс-участник Bolt Thrower. – “Bolt Thrower были на пике, много гастролировали, выпускали альбомы. Казалось, вся сцена переживает небывалый творческий подъем. А потом наступили 90-е, и дэт-метал как будто уткнулся в стену.
Новое поколение слушало гранж вместо дэт-метала. Я и сам увлекся Soundgarden, отошел от экстрима. Отчасти поэтому в 94-м ушел из Bolt Thrower.
К тому же, появились эксперименты с рэпом, саундтрек “Judgment Night”, а потом грянул блэк-метал. Все это размывало границы сцены, отвлекало внимание от дэт-метала”.
Влияние блэк-метала на андеграунд 90-х трудно переоценить. В то время, как дэт-металлисты одевались как попало, блэк-метал предлагал продуманную эстетику и концептуальную альтернативу.
“Я ненавидел блэк-метал, – признается Уиллетс. – Все эти образы, попытки выглядеть злыми, сожжение церквей, правая идеология… Полная противоположность моим убеждениям.
Но это было новое поколение, которое создавало свою идентичность. Поэтому им это нравилось, а мне – нет. Теперь я это понимаю. Вот почему в середине-конце 90-х наступил спад – все меняется”.
Но дело не только во вкусах и субкультурах. Уиллетс считает, что упадок трэша и дэт-метала был связан с отсутствием политической ярости, которая объединяла сцену в 80-е.
“Социально-политический аспект очень важен, – говорит он. – В конце 80-х, в эпоху Тэтчер и ядерной угрозы, это было актуально. Эта политическая, панковская жилка чувствовалась в музыке.
Но годы консерватизма и глобализма сделали свое дело. Мы потеряли этот нерв. Когда в музыке есть политический подтекст, есть и страсть. К 90-м ее стало меньше”.
К концу десятилетия в андеграунде наметились перемены к лучшему. “Obscura” Gorguts (1998) и “None So Vile” Cryptopsy (1996) вдохнули новую жизнь в дэт-метал. Влияние жанра прослеживалось на революционных “Calculating Infinity” The Dillinger Escape Plan (1999) и одноименном альбоме Slipknot (1999).
Даже Napalm Death, запутавшиеся в экспериментах с альтернативой, вернулись к корням на “Enemy Of The Music Business” (2000).
Трэш получил мощный заряд энергии с выходом “The Haunted” (1998). А в середине 2000-х волна ностальгии по старой школе подарила нам Municipal Waste.
Возможно, именно преданность идее помогла трэшу и дэт-металу пережить 90-е. Слэгел считает, что нужно было просто верить и не отвлекаться на мимолетные тренды.
“Я просто упрямый! – смеется он. – Например, мы ни разу не подписали ни одной ню-метал группы! Да, 90-е были сложным временем, но к 1998-1999 годам я почувствовал, что сцена оживает.
Появились новые команды, и я с оптимизмом смотрел в будущее. Пережить 90-е было непросто, но потом начался подъем”.
“В каком-то смысле круг замкнулся, – резюмирует Уиллетс. – Дэт-метал и весь андеграунд переживают второе рождение. Не думаю, что в ближайшем будущем экстремальный метал исчезнет. По крайней мере, при моей жизни!”.
Владимир Чуев
Latest posts by Владимир Чуев (see all)
- От Dream Theater до Architects: ожидаемые альбомы февраля - 28.01.2025
- С Мэрилина Мэнсона сняли все обвинения в домашнем насилии и сексуальных домогательствах - 28.01.2025
- Led Zeppelin вспомнили свой первый совместный концерт в новом тизере документального фильма - 28.01.2025
- Орианти: «Я ненавижу музыкальный бизнес, но я люблю музыку» - 27.01.2025
- 6 групп, которых ошибочно считают глэм-металом (и почему это не так) - 27.01.2025