1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

«Fireball» – это второй шедевр группы Deep Purple. Причем гораздо более значительный

Представьте себе, что в 1971 году группа «Deep Purple» записала бы не альбом «Файерболл», а какое-то повторение предыдущего «Ин Рока». Это, конечно же, было бы очень интересно, но совсем не гениально. Нет, «Fireball» – это закономерность, причем не простая, а феноменальная. Что бы мы сейчас делали без этого диска?

Альбом Deep Purple «Fireball», записанный и вышедший в 1971 году, оказался полной неожиданностью для фанатов группы, которые ожидали получить что-то вроде второго «Deep Purple in Rock». Однако музыканты группы пошли другим, своим путем, записав альбом, который напоминал предыдущее творение только условно. Естественно, это был все тот же DP, что и годом ранее, однако смещение приоритетов было налицо.

Кстати, помню середину 70-х, когда мне впервые один за другим с короткими интервалами довелось услышать все диски DP. Самым культовым был тогда именно «Ин Рок», он был вне конкуренции, и в нем «разбираться» должен был каждый, причисляющий себя к фанатам рок-музыки. А вот «Файерболл» – это был «интеллектуальный» диск, почти в полном смысле этого слова. Если в «Ин Роке» обсуждать было просто нечего – скала! – то в «Fireball» постоянно ковырялись, раскапывая новые смыслы каждой песни, каждого аккорда, каждого риффа, каждой ноты, каждого звука, и всяк трактовал их совсем по-разному, ну, как по-разному трактуют Библию и каждую строчку в ней до сих пор, тысячи лет спустя.

Музыканты Deep Purple в 1971 году, в процессе записи альбома "Fireball"
Музыканты Deep Purple в 1971 году, в процессе записи альбома “Fireball”

Кстати, ковыряются и производят «раскопки» в этом альбоме и по сей день, причем гораздо – гораздо! – активнее, чем раньше. Кто-то никак не может понять, почему он получился таким не похожим на «Ин Рок», кто-то пытается связать все песни альбома в одну кучу и привести к общему знаменателю. А кто-то просто наслаждается таким потрясающим разнообразием, и никаких смыслов не ищет, но постоянно открывает для себя в этом калейдоскопе чарующих звуков что-то совершенно новое.

На видео: “Demon’s Eye”, фонограмма, вошедшая на пластинку. Но на пластинку не вошло вступление, где Ричи Блэкмор и Джон Лорд солируют мелодию “Подмосковные вечера”

Сами музыканты впоследствии утверждали, что альбом получился таким другим и таким разным, не потому, что им так захотелось (им тогда совсем не хотелось никаких экспериментов, им хотелось побольше денег и славы погромче), а потому, что менеджмент лейбла просто не дал времени хорошо подумать над музыкальной концепцией новых песен. Менеджеры гоняли группу по гастролям, выделяя всего по паре дней между концертами на репетиции нового материала. А когда пришла пора альбом записывать, то «Deep Purple» просто вывалили из своей корзины то, что успели насобирать в процессе постоянных гастрольных стрессов.

Внешняя и внутренняя стороны конверта альбома "Fireball"
Внешняя и внутренняя стороны конверта альбома “Fireball”

Интересный факт: в конце 1970 года Роджер Гловер очень мучился желудочными коликами, с огромным трудом доигрывая каждый концерт. Ему на помощь были призваны высокооплачиваемые врачи-гастерологи, но они не могли ничего поделать – физически с пищеводом басиста был полный порядок, тем не менее боли буквально выматывали его. Вылечили его только тогда, когда был приглашен профессиональный гипнотизер. Потребовался всего один небольшой сеанс, чтобы поставить Гловера на ноги. Этот факт свидетельствует о том, насколько сильной была психологическая нагрузка, оказывавшаяся менеджментом на музыкантов в тот «гастрольный» период. Естественно, это все сказалось и на предстоящем альбоме, лишив его запрограммированной лейблом монументальности “Ин Рока” и превратив в “книгу жалоб и пожеланий” самих музыкантов.

Fireball, 1971 г. лейблы обеих сторон пластинки и две стороны вкладыша с текстами песен
Fireball, 1971 г. лейблы обеих сторон пластинки и две стороны вкладыша с текстами песен

В общем, наступил момент, когда лейбл понял, что тянуть нечего. Популярность группы росла как на дрожжах, и позарез требовался новый диск, чтобы одним махом срубить новые капиталы. Это соображение даже позволило пойти на явный убыток – был отменен ряд очень прибыльных концертов, и музыканты группы были отправлены далеко за пределы Лондона на берег Атлантического океана, чтобы они обрели вдохновение и написали прекрасные песни для нового альбома. Старинный дом, в котором находилась база для репетиций, назывался «Эрмитаж», вот в этом самом «Эрмитаже» и были отрепетированы первые ласточки для альбома. Впрочем, на него впоследствии вошла всего лишь одна из тех сессий («The Mule»), но зато одна из композиций – «Strange Kind of Woman» – очень сильно превзошла ее, хоть и появилась только на сингле.

Мягкий рекламный конверт, в который вкладывался диск, "Fireball", Великобритания
Мягкий рекламный конверт, в который вкладывался диск, “Fireball”, Великобритания

Итак, в этот период (декабрь 1970-го) были отрепетированы 5 треков:

~ Strange Kind of Woman (4:07) – один из самых известных хитов DP, исполнялся на всех концертах, публиковался, где только можно;

~ Freedom (3:37) – нетипичная для предыдущего творчества композиция, впрочем, на последующих альбомах группы появилось много ее «подражателей»;

~ Slow Train (5:38) – вообще забытый трек, начал издаваться только где-то в 90-х, но музыкантами рассматривался как один из главных претендентов на попадание в альбом;

~ The Mule (5:23) – в принципе, композиция отличная, но, тем не менее, проходная, однако она исполнялась впоследствии на каждом концерте, предваряя соло на барабанах;

~ I’m Alone (3:08) – на альбом не вошла, издавалась только на синглах, а потом – на сборниках. На концертах в те годы не исполнялась. Музыканты рассказывают, что для создания этой композиции они просто взяли свой старый, невостребованный для альбома «Ин Рок» инструментал «Grabsplatter», перелицевали его, написали текст и отрепетировали новый вариант. В студии на запись этого трека ушло немногим более часа.

Набор деталей альбома "Fireball"
Набор деталей альбома “Fireball”

В самом начале 1971-го группа уехала обратно в Лондон, где были сочинены и отрепетированы остальные композиции. Сначала записывались на студии De Lane Lea, а все дописки и сведения были произведены на студии Olympic. В этот период, кроме вышеозначенных композиций, были записаны следующие:

~ Fireball (3:25);

~ No No No (6:54);

~ Demon’s Eye (5:21);

~ Anyone’s Daughter (4:43);

~ Fools (8:21);

~ No One Came (6:28).

Точно неизвестно, в каком порядке записывались композиции, но то, что заглавная «Fireball» с уникальнейшим соло на бас-гитаре была зафиксирована на пленке в самую последнюю очередь – это факт. Джон Лорд впоследствии вспоминал, что «открывашке» придавалось особое значение, потому ее репетировали и всячески отделывали бесчисленное количество раз, что позволило обойтись без большого количества дублей, сопровождавших все остальные песни. Финальная версия была записана где-то в середине мая, точная дата мне неизвестна.

На видео: композиция “Slow Train”, на альбом не вошедшая

В итоге на новом альбоме поместилось всего 7 композиций, как, впрочем, и на предыдущем. С разной продолжительности перерывами работа над ним закончилась только в начале июня 1971 года, хотя все песни были записаны еще в мае. Учитывая, что пробные записи начались еще в сентябре 1970 года, можно прикинуть, что на альбом было потрачено целых 8 месяцев, хотя, конечно же, большую часть времени занимала концертная деятельность.

На видео: композиция I’m Alone, исполняемая Deep Purple на концерте в Италии (Conegliano, 01.06.2003 г.)

Первыми альбом «Fireball» выпустили американцы – в США он появился на прилавках 9 июля 1971 года. Правда, вместо композиции «Demon’s Eye» на нем красовалась «Strange Kind of Woman», та же самая метаморфоза наблюдалась и на канадских и японских выпусках. Выход альбома в Америке был приурочен к гастролям «Deep Purple» в США. Вопреки мнению некоторых критиков о том, что в Америке группу давно забыли, гастроли прошли с огромным успехом. Альбом добрался в американских чартах аж до 32-й позиции против 143-й у «Ин Рока».

В Великобритании же выпуск задержали, и он в Старом Свете вышел только в сентябре 1971-го, то есть через целых два месяца после США. И хоть он улучшил позиции «Ин Рока» в чартах вчетверо – 1-я позиция против 4-х, но продержался на ней всего около недели и поначалу продавался довольно медленно. Впрочем, после выхода «Machine Head» в 1972-м произошел всплеск интереса к предыдущим альбома группы, и «Fireball» с лихвой наверстал упущенное.

Группа DP на гастролях в США в конце июля 1971 года, после выхода альбома "Fireball" в США, но до выхода его в Англии и Европе
Группа DP на гастролях в США в конце июля 1971 года, после выхода альбома “Fireball” в США, но до выхода его в Англии и Европе

Возвращаясь к значению альбома по отношению к другим произведениям группы, то многие специалисты впоследствии отмечали, что если подходить к творчеству DP взвешенно, то вполне может оказаться, что «Fireball» – это самый сильный альбом группы благодаря его уникальной разноплановости. Начиная от нового по тем временам стиля «спид-метал» в заглавной вещи, проходя через восточную психоделию в «The Mule» и заканчивая чистейшим фолк-кантри в «Anyone’s Daughter» альбом в полной мере демонстрирует очень широкий диапазон, в котором оперировали музыканты. И если бы они в 71-м записали второй «Deep Purple in Rock», то, скорее всего, стали бы не совсем (а то и совсем не) теми «Deep Purple», которыми их знают и сегодня.

И на самом деле, анализируя этот альбом, можно констатировать тот факт, что без «Fireball» дискография группы была бы гораздо скучнее. Один «Ин Рок» у нее уже есть, а вот только представьте себе, если бы у нас не было «Файерболла»!

Это был бы просто кошмар!

Без музыки совсем не то

The following two tabs change content below.
Поделиться записью в: