От юного дарования в Curved Air до премии за пожизненные достижения на Prog Awards: головокружительная карьера Эдди Джобсона.
Эдди Джобсон – мультиинструменталист, ставший профессиональным музыкантом еще в подростковом возрасте. В 1973 году он занял место скрипача Дэррила Вэя и клавишника Фрэнсиса Монкмана в Curved Air, после чего сотрудничал с Roxy Music, King Crimson, Фрэнком Заппой, UK и Jethro Tull. В 80-х его даже приглашали в Yes (он появился в клипе Owner Of A Lonely Heart), хотя он ни разу не играл и не записывался с группой.
В 1983 году вышел его знаменитый сольный альбом Zinc – The Green Album, на котором он также исполнил все вокальные партии. После этого он сделал успешную карьеру продюсера и композитора, написав музыку для множества фильмов и сериалов.
В 2008 году он вернулся к концертной деятельности, выступая с такими разными артистами, как Патти Смит, Fairport Convention и участниками King Crimson. В 2012 году он реформировал UK для серии концертов с Джоном Веттоном, а в 2013-м отправился в тур, посвященный четырем десятилетиям своей карьеры.
Учитывая все это, неудивительно, что в сентябре 2017 года Джобсон получил награду за пожизненные достижения на Progressive Music Awards. Накануне церемонии он побеседовал с Prog о некоторых своих достижениях.
Как ваши родители отреагировали на то, что вы стали рок-музыкантом?
Они всегда думали, что я буду классическим музыкантом. Поначалу они не были уверены в том, чем я занимаюсь, но как только я записал свой первый альбом с Curved Air, они изменили свое мнение. Мой отец был членом местного совета искусств и привозил в мой родной город классические оркестры, а также сам играл на пианино. Его музыкальные горизонты значительно расширились, когда я стал рок-музыкантом и клавишником.
Вам отказали в поступлении в Королевскую академию музыки из-за возраста. Вы когда-нибудь задумывались, что было бы, если бы вы все-таки туда поступили?
Не уверен, что надолго бы задержался в роли оркестрового скрипача. Подозреваю, что стремился бы стать дирижером оркестра и, почти наверняка, классическим композитором.
Как вы справились с заменой такого музыканта, как Дэррил Вэй из Curved Air? Были ли у вас сомнения?
Самое сложное в замене ключевого участника группы – это не сама игра: ты либо можешь играть партии, либо нет. Гораздо сложнее заменить любимца публики, обладающего харизмой и сценическим опытом.
До 22 лет мне пришлось побывать на месте Дэррила Вэя, Фрэнсиса Монкмана, Брайана Ино, Жана-Люка Понти и Джорджа Дюка. Ты всегда чувствуешь, что можешь разочаровать публику. Именно поэтому я отказался от предложения Yes в 74-м. Заменить Рика Уэйкмана на пике его сольной карьеры в 19 лет – это было уже слишком.
Но кого бы тебе ни пришлось заменить, все, что ты можешь сделать – это привнести в группу свою собственную музыкальную индивидуальность и постараться завоевать публику. Это всегда был мой подход: иногда это удается, иногда – нет.
Что было лучшим и худшим в работе с Roxy Music?
Быть подростком в разгар “роксимании” было очень увлекательно. Было здорово внести свой вклад в такое стилистическое изменение в музыке, которое повлияло на множество других групп. Но, пожалуй, самым лучшим для меня были путешествия по миру, особенно в США, где я живу с 70-х годов. Не уверен, что было что-то “худшее”… возможно, это ощущение, что мой собственный музыкальный вклад в Roxy Music остается недооцененным.
Есть ли студийный трек Roxy Music, которым вы особенно довольны?
Я бы выбрал два: Song For Europe и Out Of The Blue. Думаю, я повлиял на звучание и стиль этих песен больше, чем на другие, за исключением, пожалуй, моей единственной композиторской работы – She Sells.
Джон Веттон как-то сказал, что проблема UK заключалась в том, что ни менеджмент, ни звукозаписывающая компания не знали, что делать с группой. Какова ваша точка зрения на UK конца 70-х, особенно в отношении напряженности между вами и Джоном в то время?
В целом, менеджеры, агенты и представители звукозаписывающих компаний умеют продавать артистов только благодаря хитам или раскрученному имени. Они понятия не имеют, что делать с некоммерческой “музыкантской” группой. При этом Джон много времени проводил в компании представителей музыкальной индустрии, поэтому был лучше осведомлен об их коммерческих и финансовых амбициях. Я же ушел из группы Заппы, чтобы создать ответвление от King Crimson, потому что изначально предполагалось, что Роберт Фрипп войдет в состав группы, которая позже получила название UK, и мы будем играть мрачную, сложную, инструментальную музыку, разбавленную несколькими некоммерческими песнями. Сейчас мы видим, как это противостояние вкусов в обеих версиях UK воплотилось в жизнь.
Оглядываясь назад, можно сказать, что талант Джона находить мелодичную вокальную линию поверх самых необычных, даже диссонирующих инструментальных треков, вероятно, помог нам достичь той популярности, которую мы приобрели, что в конечном счете сыграло нам на руку. У нас так и не было настоящего хита, слава богу, но у звукозаписывающих компаний появилось, с чем работать.
ы работали с лидерами групп, которые были известны своим четким видением музыки – Ферри, Заппа, Иэн Андерсон. Что, если таковые имеются, их объединяет?
Все трое – не только уникальные личности во всех отношениях, но и люди, не боящиеся показаться смешными. В молодости над ними могли смеяться, но они выходили на сцену и без колебаний демонстрировали свою почти шокирующую оригинальность.
Брайан, Фрэнк и Иэн стали культовыми фигурами не только благодаря своему таланту и дальновидности, но и потому, что у них хватило смелости жить, не скрывая свою эксцентричность. Джон Леннон, Элтон Джон и Дэвид Боуи – все они сделали это и стали иконами культуры. Этому можно только позавидовать. Потрясающе, правда.
Чему, на ваш взгляд, вы у них научились?
Ха! Ну, я точно не научился, как стать иконой культуры. Это явно не для меня! Но чему я научился? Я бы сказал, что Брайан, Фрэнк и Иэн укрепили мою уверенность в том, что, когда ты знаешь, кто ты и чем тебе суждено заниматься в жизни, ты должен придерживаться этого пути, несмотря на все преграды и невзгоды. Упорство, упрямое следование своему курсу, своим стандартам и ценностям, невзирая на скептиков и любителей трендов.
Один из главных секретов долгой карьеры в музыке, да и в любой другой сфере – максимально развить свои уникальные качества и стать кем-то особенным. Старайтесь выделяться, станьте признанным эталоном в том, что вы делаете.
Как бы вы описали себя: вы контрол-фрик или скорее беззаботный человек?
Наверное, и то, и другое. Я довольно беззаботно отношусь к финансовым и жизненным вопросам, но в работе над проектами превращаюсь в контрол-фрика.
Это ваш способ избежать политики, которая сопутствует игре в группе?
Совершенно верно. Сейчас, когда я сам стал лидером группы, я по-новому оценил и стал лучше понимать своих бывших коллег – Брайана, Фриппа, Заппу и Иэна Андерсона. Чтобы группа двигалась в правильном направлении, необходимо контролировать все аспекты ее деятельности. Так что да, думаю, что модель благожелательной диктатуры больше подходит для достижения цели, чем демократический комитет.
Обратная сторона медали в том, что тебя легко могут посчитать тираном, но это не имеет значения. Я всегда считал, что настоящее качество кроется в деталях, а внимание к деталям лучше всего проявляется под руководством одного лидера.
Альбом Zinc – The Green Album, выпущенный в 1983 году, занимает особое место в вашей дискографии. Как вы оцениваете его сегодня?
Знаете, интересно оглядываться назад. Это был последний прог-альбом, который я сделал перед тем, как надолго покинуть музыкальный бизнес. Подозреваю, что это был чуть ли не единственный прог-рок-проект, подписанный на крупном лейбле в 80-х. Но поскольку после этого я ушел из рок-музыки и не выступал вживую еще 26 лет, то не знал, как этот альбом был воспринят.
Только вернувшись на сцену в 2009 году, я узнал, насколько высоко его ценят в прог-сообществе. Даже Крис Сквайр сказал мне, что это один из его самых любимых альбомов! Так что это стало для меня своего рода сюрпризом и, разумеется, я очень горжусь этим достижением.
Это была очень трудная запись, в основном из-за проблем с финансированием, и я не мог найти подходящих музыкантов, поскольку только что переехал в Штаты. Также я не мог найти вокалиста, поэтому с неохотой взял на себя эту роль. Но, оглядываясь назад, это даже хорошо. По крайней мере, это делает альбом еще более сольным.
Какой трек для вас ключевой?
Думаю, Resident лучше всего передает то, чего я пытался добиться в музыкальном и звуковом плане. Я начал работу над The Green Album в 1980 году с целью переосмыслить свой собственный стиль прогрессивного рока, но уже с новым, свежим звучанием 80-х. Я намеренно избегал использования Хаммонда и вместо этого пытался найти новые тембры на CS80 и Minimoog. Технологии сэмплирования тогда еще были мне недоступны.
Ходили слухи, что за ним последует The Pink Album. Что с ним случилось?
Он так и не был записан, но двое участников Glass Hammer, Фред Шендель и Алан Шикох, только что сделали свою версию в стиле The Green Album под названием CZ-101. Да, они назвали его The Pink Album.
Какой момент или музыкальное произведение в вашей карьере вызывает у вас наибольшую гордость?
Конечно же, моя работа с UK. Однако сейчас я бы сказал, что особенно доволен фортепианными импровизациями, записанными для Zealots Lounge. Раньше я никогда не делал ничего подобного, поэтому понятия не имел, что из этого получится. Еще мне нравится моя работа с Болгарским женским хором в 2000 году.
Эти фортепианные импровизации – интересное отступление. Насколько вы способны полностью отключиться или вам нужна отправная точка?
Это был буквально трех с половиной часовой поток сознания в музыкальной форме. Сказать, что я был в ударе – ничего не сказать. Он был разделен на 21 десятиминутную композицию, которые были проданы отдельным спонсорам в рамках краудфандинговой кампании по сбору средств на издание бокс-сета UK Ultimate Collector’s Edition.
Как вы поддерживаете себя в форме? У вас есть какая-то система?
Честно говоря, я редко играю. Мне повезло, что у меня был учитель игры на фортепиано, который дал мне несколько отличных советов по технике, когда мне было лет 14. Также помогает то, что у меня большой размах пальцев и сильные руки, поэтому обычно мне приходится играть всего несколько дней или максимум неделю перед туром, чтобы снять скованность.
В 2014 году вы выступили на одном из первых прог-рок-круизов. Каковы плюсы и минусы выступлений в открытом море?
Ха! Как я сказал на втором круизе: “Мы всегда боялись, что закончим свою карьеру, играя на круизных лайнерах!” Но на самом деле прог-круизы – это очень весело, если, конечно, вас не укачивает. К сожалению, нам немного не повезло с погодой на обоих круизах. Но зато там отличные фанаты, и было приятно провести время с некоторыми из моих коллег-ветеранов прога, с которыми я раньше не пересекался: Стив Хау, Патрик Мораз и Карл Палмер – все они стали мне ближе благодаря круизам.
Музыка 60-х и 70-х годов кажется невероятно инновационной и беспрецедентной. Ее считают своего рода золотым веком. Что вы думаете об этом времени?
Если оглянуться на 70-е годы в Англии, то, несомненно, существовала прогрессивная музыкальная культура, которая заряжала энергией. Мы все подталкивали друг друга к новым вершинам и вдохновлялись оригинальностью других музыкантов, работавших в соседних студиях, или новаторскими альбомами, которые создавались вокруг нас.
Такое можно наблюдать на протяжении всей истории: от эпохи Возрождения до Motown и Кремниевой долины, где сообщества конкурируют, подпитываются и вдохновляют друг друга. Я всегда считал, что именно определенная культурная свобода способствует свободомыслию и инновациям. В репрессивных культурах и диктатурах такое встречается редко.
Что касается бизнеса, то, думаю, менеджеры, юристы и бухгалтеры в то время прекрасно понимали, как мало они смыслят в музыке, и оставляли искусство на откуп артистам. Их работа заключалась в том, чтобы продавать то, что создают артисты, а задача артистов – создавать что-то стоящее, не задумываясь о том, будет ли это продаваться. После The Beatles главным было быть оригинальным и новаторским: большинство групп пытались создать свое собственное узнаваемое звучание и стиль.
К сожалению, все начало меняться в конце 70-х годов, когда музыкальный бизнес стал приносить огромные прибыли. Именно тогда гениальные бизнесмены полностью взяли бразды правления в свои руки и стали считать оригинальность слишком рискованной: “Зачем рисковать, пробуя что-то новое, если можно просто повторить успешную формулу, которая принесла нам целое состояние?”.
К 1980 году, во всяком случае в США, этот подход к музыке практически сошел на нет – музыкальные боссы и их жены с “золотым слухом”, которые всегда “чувствовали хит”, взяли под контроль творческий процесс, что имело крайне разрушительные последствия. Так что я бы сказал, что музыка конца 60-х и 70-х годов была инновационной просто потому, что ей это позволялось. Свобода и страсть стимулируют инновации; деньги стимулируют копирование. Можете записать это.
Неужели и концертные промоутеры сегодня не хотят рисковать, работая с молодыми группами?
Дело не в том, что им не интересна моя музыка, а в том, что они не знают, придет ли на нее публика. Та же проблема была и с турами UK. Когда группа не выступает вместе лет 30, у нее нет никакой истории продаж билетов, поэтому любой концерт считается финансово рискованным. В итоге я сам арендовал площадки и организовал довольно много концертов – в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Лондоне и даже Токио. Если я не могу найти промоутера, я просто делаю это сам.
Учитывая ваш богатый послужной список, вы не подумывали о том, чтобы написать автобиографию?
Мне так много раз это предлагали. У меня точно хватит материала. Думаю, я мог бы написать целую книгу только о Roxy Music и Фрэнке Заппе, но мне гораздо интереснее написать симфонию, чем автобиографию. Еще я подумываю о том, чтобы снять серию образовательных видеороликов об искусстве и науке музыки, пока я еще не забыл все, что знаю по этой теме!
Любопытно, что вы упомянули о написании симфонии. Есть несколько рок-музыкантов, которые работали в этом жанре. Вы планируете к ним присоединиться?
Я не спешу пробовать себя в качестве композитора классической музыки, потому что люди в этом мире кажутся мне слишком самодовольными в своем интеллектуальном элитизме. На мой взгляд, если классическая музыка хочет сохранить актуальность, ей придется отказаться от этих академических претензий. Но это всего лишь мое мнение.
С какими трудностями вы столкнулись, когда писали музыку для телевидения, кино и рекламы?
Самое сложное во всех этих сферах – это жесткие дедлайны, не говоря уже о том, что приходится иметь дело с очень сложными личностями. Однажды для пилотного эпизода американского сериала мне пришлось написать и спродюсировать 50 минут оригинальной музыки и восемь хэви-метал и хип-хоп треков – три из них с вокалом – и все это за 48 часов, без сна.
Лет 20 назад, когда я только начинал работать в Голливуде, эти задачи заряжали меня адреналином, но сейчас я бы с этим не справился.
Положительным моментом ухода из этого безумного мира стало то, что у меня появилось больше мотивации вернуться к студийной работе и, в конечном итоге, к гастролям после столь долгого перерыва. Последние пять мировых туров и три бокс-сета стали возможны только потому, что я завязал с карьерой композитора.
Чем вы занимаетесь помимо музыки?
Раньше я увлекался велоспортом – ездил на итальянском велосипеде De Rosa ручной работы. Но мы с женой большие гурманы, поэтому сейчас меня скорее можно встретить в каком-нибудь хорошем ресторане. Еще я смотрю уйму политических программ, особенно поздно вечером. Больше всего меня расслабляет, когда я слушаю, как другие люди пытаются решить мировые проблемы.
Какой самый лучший совет вы получали в жизни или в профессии?
В молодости мне дали, пожалуй, самый лучший совет на тот момент: найди нормальную работу, а музыкой занимайся в свободное время. К счастью, я их совершенно не послушал.
Владимир Чуев
Latest posts by Владимир Чуев (see all)
- Откуда и когда появилась группа CATEGORY 7? И что означает это название? - 20.11.2024
- Умер ударник легендарной группы Bee Gees - 20.11.2024
- Новый гитарист MEGADETH о Марти Фридмане и Кико Лоурейро - 20.11.2024
- Лидер MEGADETH ответил на вопрос, играет ли группа трэш - 20.11.2024
- Этот радиоприемник СССР теперь стоит полмиллиона - 19.11.2024