Альбом Bayou Country группы CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL вышел в январе 1969 года и сингл Proud Mary вывел недавних новичков на совершенно иной уровень популярности
«С запада к нам идет CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL, группа из Сан-Франциско с ритм-энд-блюзовым звучанием, ярким блюзовым стилем и крепким рок-репертуаром». Так в конце июня 1968 года журнал Billboard анонсировал дебютный одноименный альбом группы. Две недели спустя он вышел, а вскоре и дебютировал в альбомном чарте США. Сингл Suzie Q попал на 11-е место в чарте синглов, и во многом благодаря ему альбом добрался до 52-го места.
В этой атмосфере ещё не глобального, но уже обнадеживающего успеха CCR в октябре 1968 года отправились в голливудскую студию звукозаписи RCA и начали работать над своим следующим альбомом Bayou Country.
До конца года всё было готово, и LP поступил в продажу 5 января 1969 года.
В преддверии выпуска альбома Fantasy Records выпустила сингл Proud Mary. Cейчас это сложно себе представить, но би-сайдом была Born on the Bayou.
Сингл просто влетел в чарт синглов Billboard, удерживая второе место в течение трех недель марта. На вершину его не пустила песня Томми Роя Dizzy.
Прошла неделя после того, как сингл Proud Mary поступил в продажу, и вышел альбом Bayou Country. Сингл дал необходимый импульс, и 8 февраля 1969 года Bayou Country начал подниматься в чартах альбомов, войдя к началу апреля в Топ-10, и достигнув 7-го места в мае. Интересно, что в ту же неделю следующая сорокапятка Bad Moon Rising вошла в чарт синглов, после чего последовал Green River, третий альбом группы, вышедший за две недели до выступления CREEDENCE на фестивале в Вудстоке в августе того же года.
Открывающая песня Bayou Country – Born on the Bayou – свомп-рок, задающий настроение для всей первой стороны лонгплея. Bootleg и Graveyard Train поддерживают эту атмосферу некой таинственности, мистицизма Нового Орлеана. Это совершенно другая Америка, чем Чикаго или Детройт на Севере и Сан-Франциско или Лос-Анджелес на побережье Тихого океана.
Born on the Bayou – Рожденный на Байу (байу в США – заболоченная река, отсюда и свомп-рок – болотный рок) – на самом деле Джон Фогерти родился в другом месте, и даже никогда там не жил.
Джон Фогерти:
«Born on the Bayou – это о моем мифическом детстве, которое я как-бы провел в тех краях, хотя никогда там не жил. Когда я писал текст, я пытался быть только писателем, без гитары в руках, глядя на голые стены своей квартиры. В крошечных квартирах замечательные голые стены, особенно если ничего не повесил на них. «Chasing down a hoodoo» (преследуя худу – строчка из песни). Худу – это нечто волшебное, мистическое, типа духа, такое привидение, похожее на призрак или тень, не обязательно злое, но определенно не из этого мира. Некоторые из таких идей я заимствовал от истинных блюзменов Хаулина Вульфа и Мадди Уотерса».
Фогерти записывал гитарный трек для песни на Gibson ES-175, который у него украли вскоре после записи этой песни.
Дуг Клиффорд – барабанщик CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL:
«Моя любимая песня из наших – Born on the Bayou. Это просто очень крутой трек, и по сути всё началось на репетиции в Shrine Auditorium в Лос-Анджелесе. Тогда ребята получили свои новые игрушки. Новые усилители Kustom должны были привезти тем вечером, и так и случилось. Итак, они играют на них и получают совершенно новые звуки, а я – всё с той же установкой. Джон работает с обратной связью, разбираясь со всеми новыми эффектами, я постукиваю тут и там, и они говорят мне: «Помолчи!», но мне всё это надоело, и я только начал стучать тот же бит, который играл в Suzie Q, но слегка изменил рисунок бас-барабана, и получилось своего рода начало. Вот так песня и начинается, это обратная связь Джона и мой бит».
По словам Клиффорда, изначально предполагалось, что Born on the Bayou будет на первой стороне сингла, а Proud Mary – на второй.
«Если хочешь знать правду насчет Proud Mary, то мне она просто не понравилась. Она противная. Мне понравилась Born on the Bayou, и по сей день это моя любимая песня CREEDENCE, и я был очень недоволен, когда сингл вдруг перевернули».
Но затем Клиффорд добавил: «Должен сказать, что за 40 лет мое мнение изменилось, и сейчас я люблю Proud Mary».
CCR cыграли её в Вудстоке.
Не все в полной мере оценили уровень и потенциал новых песен. Многие критики отнеслись к ним прохладно. Так, журнал Rolling Stone написал: «Хорошие песни очень хороши, а плохие просто не выживут». Да, так оно и было бы. Если бы песни были плохими.
Ещё до того, как группа приступила к записи альбома Вayou Country, Джон Фогерти уже написал часть песен для него. В том числе Proud Mary, у которой сначала не было названия. «Я взял в руки свою тетрадь с текстами песен, а там на обложке Proud Mary, я раньше на это внимание не обращал – вот волшебство, миф, вуду всей этой истории. И я подумал – разве новая песня не звучит, как вращающееся колесо парохода?
Я сказал себе: «Слушай, то, что уже есть, похоже на этот речной корабль!» И начал писать песню – историю об этом корабле «Гордая Мэри». Это был центральный персонаж новой песни. Именно так всё и произошло, очень мифично».
Proud Mary – шестая песня из семи на пластинке. Согласно общепринятому мнению, это не идеальное место для самой сильной песни, но в данном случае всё сработало.
Вторая сторона открывается кавером на песню Литтл Ричарда Good Golly Miss Molly, – это полная переработка классического рок-н-ролла, получившая фирменное звучание CCR.
Блюз Penthouse Pauper непосредственно перед Proud Mary – еще одна отличная песня с резкой соло-гитарой Джона Фогерти и солидным звучанием ритм-секциии барабанщика Дуга Клиффорда и басиста Стю Кука.
Keep on Chooglin’ закрывает альбом своим буги-вуги в стиле группы CANNED HEAT, но не будем забывать, что здесь есть и фирменный вокал Фогерти, продвигающий трек в сопровождении его навязчивой эмоциональной гитары. Идеальное завершение великолепного альбома, которому всё-таки уделено меньше внимания, чем он заслуживает по сравнению с более поздними альбомами группы.
После синглов Proud Mary и Bad Moon Rising – к тому времени, когда CCR вышли на сцену в Вудстоке, – они были уже едва ли не самой популярной группой в Америке.
За время своего часового выступления на фестивале они исполнили обе эти песни, а также Bootleg и Keep on Chooglin‘ из Bayou Country, и вполне логично, что они начали свой сет с Born on the Bayou.
Предоставим слово Джону Фогерти:
«К тому времени, как мы добрались до Вудстока, я уже чувствовал, что мы группа номер один. Исходя из того, что богами были BEATLES, я думал, что мы – следующее поколение после них». Ошибся ли он?
Владимир Чуев
Latest posts by Владимир Чуев (see all)
- 80 лет со дня рождения Элвина Ли - 20.12.2024
- Стив Харрис: Удивительно, что мы протянули уже 50 лет - 20.12.2024
- Басист Shinedown Эрик Басс презентовал сольный трек «Azalia» - 19.12.2024
- Брайан Джонсон и Леди Гага спели «Highway to Hell» в рамках шоу «Carpool Karaoke» - 19.12.2024
- Брюс Дикинсон заявил, что альбом IRON MAIDEN “Killers” напоминает ему обновлённую версию DEEP PURPLE “In Rock” - 18.12.2024