1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

10 топовых советских катушечных магнитофонов, которые могли дать фору западным бобинникам

Промышленность СССР выпускала не только полный ассортимент техники для быта – «из-под пера» инженеров, нередко, выходили настоящие шедевры, способные на равных тягаться с дефицитной «фирмой». Сегодня мы изучим лучшие советские катушечные магнитофоны, которые щеголяют как своей технологической начинкой, так и звучанием. Итак, аналоговые аппараты на марше.

 

https://www.hi-fi.ru/upload/medialibrary/9b2/hyho7tje1g541zt2nx5hlhzp86j7914q.jpg

 

10. Олимп-005-стерео

Классика жанра – катушечный магнитофон высшего класса, «Олимп-005-стерео», выпускался с 1986 года на Кировском ПО имени Лепсе. Весьма современный по меркам восьмидесятых годов аппарат – микропроцессорное управление, кварцованный привод и автокоррекция частот на записи. Не забыта и регулировка подмагничивания, автореверс и даже таймер (!) – в общем, «полный фарш». Бобинник оснащался тремя двигателями и пятью головками, работал на скоростях до 19 см/с и имел соотношение «сигнал/шум» в 60 дБ. Весила модель 20 кг, в рознице ее предлагали за 1 230 руб.

https://www.hi-fi.ru/upload/medialibrary/734/mqz3i3io54hv18740d9tg2c09wuecgh4.jpg

9. Идель МПК-001-1-стерео

«Идель МПК-001-1-стерео» выпускалась на Казанском заводе ЭВМ с 1987 года. Катушечный магнитофон использовал ряд любопытных решений – например, допускал реверс при всего двух головках «на борту» (благодаря системе контролирующего электромагнита основной головки). Трехмоторный механизм (аналогичный модели «Ростов 112») с системой динамического натяжения чрезвычайно бережно обращался с лентой, а АЧХ на максимальной (19 см/с) скорости лежала в пределах от 25 до 22 000 Гц. Стеклоферритовые головки гарантировали почти неограниченный ресурс службы, а детонация не выходила за пределы 0,15%.

https://www.hi-fi.ru/upload/medialibrary/d3b/gq3j7027m7bxay9xcgcjxc32wuisxkja.jpg

8. Санда МК-012-стерео

Этот катушечник с 1990 года выпускал Волжский электромеханический завод – во многом он базировался на платформе Ростов МК-112С. В арсенале – прямой привод тонвала и три двигателя, три пермаллоевые головки, а также шикарная дискретная транзисторная элементная база – да-да, перед нами не только бобинник, но, еще и усилитель! Система развивала до 2 х 50 Вт мощности (номинал 2 х 15 Вт), работала в АЧХ от 25 до 25 000 Гц, поддерживала скорости до 19 см/с и весила 22 кг.

https://www.hi-fi.ru/upload/medialibrary/71e/lp5qxp7pt8ay80rlwkqtvywa988wb2bj.jpg

7. Ростов МК-012С

Одна из последних советских разработок, вышедших в серию уже после распада СССР в 1993 году (ограниченное производство было запущено на Ростовском заводе «Прибор»). Стильный дизайн аппарата и сейчас кажется весьма современным, а по части качества записи и воспроизведения бобиник был более, чем хорош. «На борту» – три двигателя, три головки, возможность работы с четырёхдорожечными записями на скоростях до 19 см/с, АЧХ от 25 до 25 000 Гц (обратите внимание на расширенный «сверху» диапазон) и вес в 21,8 кг.

https://www.hi-fi.ru/upload/medialibrary/954/o57ioq7jfr269t8f20kul33bnhsg4ww4.jpg

6. Электроника ТА1-003

Это устройство выпускалось аж с 1979 года (старт производства начался на Фрязинском «Рение», позже к выпуску подключили еще другой завод). Бобинник высшего класса имел электронную коммутацию, сквозной канал и развитую систему контроля и управления лентопротяжным механизмом. Автоматизировано было «почти все» – от контроля натяжения ленты до управления прямым приводом. Модульная конструкция по меркам конца семидесятых годов хватала звезды с неба, а фотоэлектрический автостоп был настоящей «вишенкой на торте». Беспроводной пульт ДУ, дискретная конструкция на базе десятков микросхем и 132 транзисторов, три двигателя, четыре головки, скорости до 19 см/с, «сигнал/шум» в 62 дБ, АЧХ 31,5 – 22 000 Гц, масса 27 кг – за такое чудо было не жалко отдать 1 375 рублей.

https://www.hi-fi.ru/upload/medialibrary/37a/s6nw956kfcj2q5oj9k2jya0xpby61zuz.jpg

5. Маяк-003-стерео

Культовая модель восьмидесятых годов ХХ века, выпускавшаяся с 1984 года одноименным киевским заводом. «Маяк-003-стерео» допускал даже перезапись с одной дорожки на другую, комплектовался пультом ДУ и был сделан «на века». Три двигателя, три головки, скорость до 19 см/с, АЧХ от 31,5 до 22 000 Гц, детонация 0,2%, масса в 21 кг – и, конечно же, дизайн, который существует вне времени. Тут все хорошо, за исключением того, что стоило устройство солидные 1 345 рублей.

https://www.hi-fi.ru/upload/medialibrary/f6a/7j1bymusrjtcgkwz5s59fbpgmf60evyo.jpg

4. Олимп А-400

Развитие производства ПО им. Лепсе – «Олимп А-400» маркировался уже как профессиональная (!) модель и был ориентирован на использование в домах культуры, театрах и студиях. Четырехканальный бобинник использовал три двигателя и четыре головки, работал (наконец-то) на скорости до 38 см/с в АЧХ от 31,5 до невероятных 35 000 Гц. Весила модель 28 кг.

https://www.hi-fi.ru/upload/medialibrary/d72/nyr1dxjjynqqcnm3uu1aikdi5mxr2qbj.jpg

3. Электроника-004

И снова Фрязинский завод «Рений» – производство модели «Электроника-004» стартовало в 1983 году. Катушечник использовал невероятный ведущий синхронный двигатель, «ДБ-95» (лицензия японской Shinano Tokki), и «полный фарш» автоматики – в итоге, по качеству звучания модель могла на равных конкурировать с крутыми «Олимпами». Три двигателя, четыре головки, скорость до 19 см/с, АЧХ 31,5 – 22 000 Гц, вес 27 кг. Увы и ах – ценник за такое великолепие зашкалил – за устройство просили аж 1 545 руб.

https://www.hi-fi.ru/upload/medialibrary/1ee/8izlrrmgnyr2pe5xpn9v350cql5rbf5n.jpg

2. Маяк-005-стерео

«Маяк-005-стерео» был выпущен крайне ограниченной партией (не более пары десятков экземпляров) в 1982 году. На сегодня, судя по всему, устройство осталось только в коллекции Валерия Еремина. Стильный дизайн навевает мысли о лучшей технике Akai, комплектный пульт ДУ позволяет осуществлять полное управление бобинником, а полный автореверс завершает список эргономических изысков. Скорости – до 19 см/с, конструкция – абсолютно «бронебойная» и сделанная по избыточному принципу. Не мудрено, что полноценного серийного выпуска не получилось.

https://www.hi-fi.ru/upload/medialibrary/327/fvzgrq9bbars5fd6rlylk648v8n0fvj5.jpg

1. Олимп-700 (701, 702)

Наверное, лучший катушечный магнитофон, разработанный в СССР – поступивший в серию только в 1992 году «Олимп-700». Полупрофессиональная модель использовала базу «Олимп-005С», имела кварцованный привод, автокоррекцию канала записи и регулировку подмагничивания. Конечно же, тут присутствует полный автореверс – и, наконец-то, двухдорожечная запись и воспроизведение (в моделях с индексом 701 -702)! Три двигателя, аж пять головок, чрезвычайно низкая детонация (0,05%), «сигнал/шум» в 62 дБ и АЧХ 10 – 35 000 Гц – просто мечта. Весил бобинник 21 кг.

Денис Репин

 

 

 

Поделиться записью в: